С 1 марта в российский прокат вышел фильм российского сценариста Михаила Идова, который стал его режиссерским дебютом. Этот талантливый автор знаком российской молодежи по сценарной работе над сериалом «Лондонград. Знай наших». Его первый полный метр при беглом просмотре выглядит безупречным, если уйти на титрах.

«Маленький человек» на дороге из колючей проволоки

Успешный советский юморист Борис Аркадьев написан по лекалу «маленького человека» российской литературы и драматургии. Новое прочтение в том, что комик пытается не потерять себя в условиях жесткой цензуры и гнета силовиков.

У Бориса Аркадьева есть слава и гастроли. Он живет в многокомнатной «сталинке» с любящей женой, шестилетней дочуркой и 14-летним сыном-поклонником Дэвида Боуи (за плакат отдельное спасибо). Пусть отношения с сыном не клеятся, но в целом Аркадьева можно назвать счастливым человеком. Но он не такой. Ему не хватает свободы.

Основную трагедию своей жизни герой переживает внутри.  Несостоявшийся литератор выбирает юмор ради славы и денег, но расплачивается за это личной свободой. Он не может читать со сцены свои экспромты, если их не видел соответствующий комитет. За юмористом закреплен майор, который следит за его выступлениями — нельзя допустить ничего крамольного.

Среди ночи к нему может ворваться парочка квадратных костюмов с каменными лицами из 9-го Управления КГБ СССР и без объяснений забрать прославившегося комика с собой в неизвестном направлений. Это уже потом, прибыв на место, несостоявшийся литератор может понять, что сейчас ему придется исполнять «хотелки» партии власти: читать всем полюбившийся монолог, задвигать тосты или создавать веселую атмосферу в баньке.

Терзаемый муками совести, пытаясь потушить вспыхнувшую внутри гордость, советский сатирик времен Брежнева старается сохранить себя и свою семью. Но уязвленная гордость делает Аркадьева все смелее, заставляя переходить от юмора к политической сатире.

Проблема свободы слова

Фильм «Юморист» —  горькая луковица, в которой слой за слоем обнажается проблема, до сих пор актуальная. Автор показывает брежневский «застой» современному российскому зрителю, живущем в затяжной путинской стабильности. Параллели на два режима прозрачные.

Сейчас также есть партия власти, силовики и военные стали новой номенклатурой, живущей на особенных условиях. Да, сейчас комики могут шутить про секс, коррупцию и олигархов. Российские юмористы освоили комедию оскорблений, научившись взаимодействовать с залом по-новому. Но политической сатиры как не было в стране, так и нет.

Как и при Брежневе, мы продолжаем винить во всем США, пытаемся покорить бесконечный космос, и продолжаем врать друг другу и самое обидное себе, когда говорим: «Мы живем лучше, чем раньше».

Смотреть всем неравнодушным к современной политике, а также тем, кто, живя почти 20 лет при Владимире Путине, успел соскучиться по СССР.

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf