В программе господдержки участвует коммерческий транспорт, выпускаемый в России, такие компании как группа ГАЗ, КамАЗ, АвтоВАЗ, УАЗ и другие. Больше всего субсидий в 2019 г. предполагается направить на льготный автолизинг – 4,9 млрд руб., (меньше на 25% по сравнению с 2018 годом).

На льготное автокредитование в 2019 году планируется потратить 3 млрд руб. – втрое меньше, чем годом ранее. Об этом сообщили «Ведомости». До весны 2018 г. эта программа работала по всей России, затем ее действие сузили до регионов Дальнего Востока. В 2019 году она не продлена.

Почему важна поддержка отечественного автопрома?

Автопроизводство – один из важнейших сегментов российской экономики, и что особенно важно – высокотехнологичный сегмент. Падение продаж (и как следствие –сокращение производства) автомобилей отечественной сборки ставит под удар не только сами российские автозаводы, но и тысячи их смежников, производителей автокомпонентов, по всей стране. То есть будет нанесен ощутимый урон всей российской экономике, ее реальному сектору. 

Поэтому поддержку отечественного автопрома правительство ведет уже многие годы, из бюджета на это выделяются десятки миллиардов рублей, меняются лишь формы. В 2017 году на это было выделено 62,3 млрд рублей, на 2018 год 34,4 млрд рублей (из списка мер убрали программу обновления автопарка (льготная утилизация старых авто, произведенных в России и trade-in). На 2019 запланировано 10,4 млрд. рублей.

Как сообщают «Известия», в 2018 году ставки были сделаны на адресные программы («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и т.д.). Но выделенные средства по этим двум программам были освоены уже в мае 2018 года.

Надолго ли хватит инерции роста?

В прошлом году, общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 12,8% до 1,8 млн шт. Таковы данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В этом году рынок серьезно замедлился. «Рынку по-прежнему требуется поддержка – как минимум на уровне 2018 году», – считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) Олег Мосеев. По его словам, ассоциация пока сохраняет прогноз на 2019 год – рост рынка на 3%.

Причины и следствия

По оценкам автодилеров и экспертов рынка, продажи новых автомобилей в России упадут на 5–10% уже в первом квартале 2019 года. Среди причин – неизбежный рост цен на автомобили, связанный с ростом НДС и увеличением ставок по кредитам.

По мнению экспертов, в Минпромторге, понимают опасность падения продаж, но пока рынок растет, убедить кабмин в необходимости мер поддержки достаточно сложно.

Выход один – дождаться реального падения рынка., «Вернуться к диалогу о каких-либо программах поддержки возможно будет только после того, как рынок покажет минус. Рынок стимулируют две программы – обновления автопарка и субсидирование ставки по кредитам. Но в последнее время власти говорят, что если и вернутся к программам, то необходимы новые подходы, считает глава ассоциации РоАД  Олег Мосеев.

Российское правительство продолжает политику снижения льготного субсидирования реального сектора экономики. Несмотря на профицит бюджета. Другими словами, бюджет лопается от денег, но либерально-экономический блок в правительстве придерживается политики денежной «стерилизации». В результате субсидии урезаются, реальный сектор задыхается без денег, а рост российского ВВП планируется в 2019 году на минимальном уровне – 1-2 процента.

Валерий Борисов

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf