Рабочая группа при администрации президента по совершенствованию избирательного законодательства одобрила снижение в 2 раза верхнего порога муниципального фильтра на выборах губернаторов.

Это больная тема для всех оппозиционных кандидатов, которые постоянно критикуют своих оппонентов от власти в злоупотреблении административным ресурсом, где пресловутый муниципальный фильтр стал самым действенным рычагом по устранению конкуренции на выборах еще на предварительной стадии.

Вопрос о смягчении муниципального фильтра поднимается уже давно, но ранее не имел продолжения из-за сопротивления «Единой России» — партии конституционного большинства, которая в последнее время постоянно выдвигала от своего имени действующих губернаторов, республиканских глав и столичных мэров. Эта же участь выпадала на долю назначенным президентом Владимиром Путиным врио, приходивших в регион на смену слишком засидевшихся во власти или потерявших доверие управленцев. Просто «Единой России» было выгодно существование такого действенного механизма, способного на местах сразу устранить конкурентов согласованного кандидата.

Однако на заседании, которое произошло в администрации президента в минувший вторник, 19 февраля, произошел слом позиции «Единой России», которая поддержала снижение максимального размера муниципального фильтра до 5%. По информации нашего источника при администрации президента, эта норма по демократизации выборов будет принята на законодательном уровне. Поможет ли это оппозиционным кандидатам на губернаторских выборах? Вопрос спорный.

Так себе демократизация

Решение снизить максимальный размер муниципального фильтра до 5% выглядит как шаг демократизации выборов.

Предлагая такой законопроект, власть сможет получить аргумент, способный отражать критику оппозиции об отсеве всех конкурентов власти еще на предварительной стадии. Ведь именно оппозиционные кандидаты на выборах постоянно ссылаются на жесткий механизм допуска отсева участников избирательной кампании.

Например, в 2017 году Комитет гражданских инициатив (КГИ) опубликовал доклад, в котором было показано, что муниципальный фильтр делает выборы в стране все менее конкурентными. Эксперты сравнили показатели конкуренции (среднее число кандидатов на мандат) до и после введения этого ограничителя на выборах и сделали вывод, что на губернаторских выборах в 2012 – 2016 годах этот показатель был равен 4,7, что почти вдвое ниже, чем в 2004–2005 годах, то есть перед отменой этих выборов (тогда было 7,0).

С появлением новости о смягчении муниципального фильтра на «Ведомостях»  появился комментарий первого замсекретаря генсовета «Единой России» Ольги Баталиной, которая сообщила о 18 регионах, где в стране муниципальный фильтр уже установлен на уровне 5%. Она же рассказала о планах снизить до 7% долю подписей депутатов, глав районов и городских округов. Но электоральный юрист Олег Молчанов прокомментировал изданию «Регионы России», что никакой новации в этих намерениях нет. В большинстве регионов уже давно действуют заявленные нормы в 5% от общего количества муниципальных депутатов и 7% от депутатов районов, городских округов. Исключением стали лишь небольшие субъекты РФ с малым количеством «муниципалов», например Севастополь или Ненецкий автономный округ, где действительно количество подписей может быть значительно сокращено с принятием подобного закона.

Здесь это несколько поможет оппозиции пробиваться через муниципальный фильтр и усилит внимание всех политических сил к местным выборам. Но одновременно идет процесс ликвидации сельских поселений, что делает трудновыполнимым оставшееся требование — подписи должны быть собраны в 3/4 от общего количества районов и городских округов.

— Олег Молчанов, электоральный юрист, идеолог, член Российской ассоциации политических консультантов (РАПК)

Эксперт добавляет, что планируемые изменения в избирательном законодательстве помогут только КПРФ пробится через муниципальный фильтр в небольших регионах. Но и в этих случаях власть сможет помешать коммунистам другими способами. Например, может быть заблокирована возможность нотариального заверения подписей депутатов. Так происходило с кандидатами от КПРФ на предпоследних выборах в Московской и Нижегородской областях, рассказал Олег Молчанов. Происходило это по следующей схеме: нотариальная палата региона выносит решение, что заверять подписи могут только 2-3 нотариуса. Но для депутатов, кто хочет подписаться за конкретного кандидата, ставшего нежелательной персоной, нотариусы оказываются недоступны. Они болеют, находятся в отпуске или просто отказываются принимать подписи. Так уже было несколько раз за прошедшие годы, сообщает эксперт. 

Во всех остальных случаях оппозиции придется надеяться на самовыдвиженцев и депутатов от «Единой России». Ну или на администрацию президента, которая рекомендует участие представителей парламентских партий на всех крупных выборах. Однако не все губернаторы прислушиваются к этим рекомендациям.    

Смягчение в пользу самовыдвиженцев

«Приморский кейс» губернаторских выборов показал, как муниципальный фильтр может стать непреодолимым барьером для перспективного самовыдвиженца.

Вспомним историю с Андреем Ищенко на осенних выборах прошлого года в Приморье, который столкнулся с фальсификацией голосов избирателей во втором туре и партийным предательством КПРФ, отказавшейся поддерживать его до конца кампании. На повторных выборах он шел как самовыдвиженец, но не был допущен из-за муниципального фильтра. Несмотря на то, что ему удалось собрать 147 подписей местных депутатов (нужно было 140), приморский избирком забраковал 13 из них. Одиннадцать «муниципалов» отдали свои подписи другому кандидату, который отнес свои списки быстрее Ищенко, оставив его ни с чем. Остальные два выпавших из списка, вероятно, не были переизбраны, следовательно, потеряли свой статус.

В России быть самовыдвиженцем на выборах — дело престижное, но сложное. Самостоятельному кандидату, чтобы попасть в бюллетень, нужно собрать подписи как депутатов, так и избирателей. Если учесть бороздящий в пределах 33% рейтинг «Единой России» и сложившуюся после череды «вторых туров» тенденцию на избрание самовыдвиженцев, то смягчение муниципального фильтра выглядит как мера по облегчению беспартийных кандидатов. Конечно, рассчитано смягчение фильтра на всех, но с этим шансы участия самостоятельных политиков в предвыборной гонке значительно повышаются. Как показал случай с Ищенко, то на предварительной стадии подписи даже 10 муниципальных депутатов могут решить будущее выдвиженца.

Провал региональной политики

Опрошенные нами эксперты по якобы двойному смягчению муниципального фильтра оптимизма не разделяют.

Политтехнолог с широким опытом работы в губернаторских кампаниях, Александр Шереметьев, назвал подобное заявление откровенным популизмом.

Региональная политика провалена. Так что снижение или повышение максимума муниципального фильтра к каким-то реальным изменениям не приведет. Сейчас любой «технический кандидат» может победить кандидата от власти.

— Александр Шереметьев, политтехнолог 

Политтехнолог уверен, что если бы выборы в Госдуму были в этом году, то «Единую Россию» ожидал бы грандиозный провал. До следующих выборов в нижнюю палату парламента еще 2,5 года, и пока будущее партии власти в парламенте сложно поддается каким-то прогнозам. Отметим, что как после принятия законопроекта о повышении пенсионного возраста рейтинг партии конституционного большинства в парламенте упал до 30%, так выше 33%-х не поднимался. По данным Фонда общественное мнение (ФОМ), за «Единую Россию» во вторую неделю февраля готовы голосовать только 33% опрошенных россиян.

О том, что снижение числа подписей в муниципальном фильтре вообще ничего не меняют, корреспонденту «Регионов России» заявил член Федерального политсовета Партии Народной Свободы (ПАРНАС) Максим Верников, который имеет за плечами печальный опыт участия на парламентских выборах в Свердловской области. Кстати, в этом уральском регионе для участие в выборах необходимо собрать подписи 7,9% от общего числа местных депутатов (около 126 подписей), представляющих не менее 55 муниципалитетов региона. Оппозиционный кандидат сказал, что это сугубо косметические меры.Если сейчас в регионе долю необходимых подписей «муниципалов» снизят до 5%, то главную проблему это не решит.

Главная беда не в подписях и не в их количестве, а в том, что один депутат/глава, как и раньше, может поставить подпись только за одного кандидата, при этом должно быть хотя бы по одному депутату минимум из  3/4 муниципальных образований региона. Планка заведомо неберущаяся ни для кого, кроме тех, кто одобрен сверху изначально. Так что, выборов губернатора как не было, так и нет.

— Максим Верников, оппозиционный кандидат на выборах депутата Госдумы от Свердловской области в 2016 году

Между тем, директиву по снижению муниципального фильтра до 5% в ряде территорий невозможно выполнить математически. Например, в Санкт-Петербурге 111 муниципальных образований и 1575 депутатов. Три четверти от 111 муниципальных образований – это 83. То есть, если даже представлять по одной подписи из ¾ муниципальных образований, то меньше 83 никак не получится. А 83 от 1575 – это 5,3%. Иными словами, в Питере невозможно установить фильтр на уровне 5%. Вероятно, им придется снижать планку муниципального барьера.

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf