Впрочем, эксперты и общественность отреагировали на эту новость весьма скептически на фоне последних неудач отечественного авиастроения. Напомним, вчера стало известно, что ирландский перевозчик CityJet, единственный эксплуатант SSJ-100 в Европе, вернул производителю – компании «Гражданские самолеты Сухого» – 7 ближнемагистральных самолетов Sukhoi Superjet 100.

Месяцем ранее США блокировали поставки композитов для производства крыла проекта среднемагистрального самолета МС-21, вследствие чего его запуск в серию переносится на конец 2020 года.

Российский промышленник, президент ООО «Новое Содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, лидер ПАРТИИ ДЕЛА Константин Бабкин оценил перспективы этой идеи.

– Давайте поразмышляем.

Экономия времени. Допустим, летим из Москвы в Ростов-на-Дону, 1000 километров по прямой. На обычном самолёте с крейсерской скоростью 900 км/ч долетаем за 1 час 50 минут. Взлёт-посадка, подъём-снижение съедают время. Увеличение скорости горизонтального полета с 900 до, скажем, 1500 км/ч даст экономию минут в 20. В аэропорт выезжаем за 2,5 часа до вылета, так что экономия времени в пересчёте на всю дорогу получается так себе. 
Допустим, летим во Владивосток. Лететь 8,5 часов. Здесь за счёт скорости, конечно, можно сэкономить больше. Часа три. Правда, из-за усталости и из-за 7-часовой разницы во времени голова после полёта получается квадратная, нормально работать и радоваться жизни сразу по прилёту не получится, и требуется время на адаптацию. Да, экономия времени получается, но не особо значимая для ближних и средних магистралей. И какой ценой – сверхзвуковой самолет будет потреблять в полете  примерно в 3 раза больше топлива, чем обычный лайнер.

Цена самолёта. Сверхзвуковой лайнер испытывает большие нагрузки – механические, температурные, вибрационные. Соответственно, производство такого самолета потребует гораздо больших затрат. Так, производство двухместного истребителя обходится в разы дороже, чем дозвукового лайнера на две сотни пассажиров. 

Надёжность. Большие нагрузки создают проблемы. Первые сверхзвуковые пассажирские самолеты – Ту-144 и «Конкорд» – показали не очень высокий уровень надёжности.

Построить сверхзвуковой пассажирский лайнер технически можно, но это будет тупиковая это ветвь развития для отечественного авиастроения. Мечтать о сверхзвуковых и всяких суборбитальных полётах, конечно, можно, но деньги в это вкладывать я бы поостерёгся. Поскольку экономия времени при сверхзвуковых перевозках получается непринципиальная, затраты на производство и эксплуатацию – колоссальные, плюс риски.

Что делать? Задача гражданской авиации – возить людей, задача авиастроения  – создавать для этого самолёты. Сегодня наше авиастроение с этой задачей справляется, так скажем, не очень. Летаем на «иномарках».

Для оживления отрасли сегодня необходимо концентрировать усилия не на нишевых проектах, а нацелиться на создание «рабочих лошадок». Куда разумнее производить самолёты семейства Ту-204, готовить выпуск МС-21, а также самолёты малой авиации. и ласково, но настойчиво пересаживать на это всё пассажиров в России, в окружающих странах и по всему миру.