Ирландская авиакомпания CityJet отказалась от российских самолетов Sukhoi Superjet 100, пишут «Ведомости». Теперь на сайте ирландской авиакомпании в разделе «Флот» перестали указывать семь российских самолетов SSJ 100, которые были получены европейским перевозчиком в 2016-2017 гг.

Эту же информация подтверждают данные портала по отслеживанию самолетов flightradar24, пишет издание. Так, пять SSJ-100 в январе 2019 года перелетели в Дублин или Шэннон и с тех пор находятся там. Еще два самолета осенью прошлого года отправились в Венецию, где стоят до сих пор.

Важный для России контракт

Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) — это единственный гражданский самолет, созданный в постсоветской России.

Контракт на покупку у России 15 «Суперджетов» был заключен в 2015 году. Согласно контрактной цене самолета, стоимость соглашения превысила 1 млрд долларов, включая опции и предоставляемые услуги. Начало поставок началось в первом квартале 2016 года, но российские гражданские самолеты себя не оправдали. Это был второй крупнейший заказ по SSJ-100, которые Россия получила за последние десять лет.

Остальные европейские поставки российских самолетов были эпизодическими: три самолета – королевским ВВС Таиланда, два – госструктурам Казахстана, один – на Мальту. Когда контракт с ирландской авиакомпанией был заключен, то российские разработчики вздохнули с облегчением, рассчитывая на будущие крупные европейские контракты. Но этого не произошло.

Первый крупный контракт на поставку «Суперджетов» был заключен в 2014 году с мексиканским авиаперевозчиком Interjet, который заказал 30 машин приблизительно на 1,3 млрд долларов. Но в сентябре 2018 года мексиканский перевозчик начал высказывать недовольства из-за эксплуатации российского самолета. Были выявлены проблемы с их техническим обслуживанием.

«Суперджеты» – дорогое для россиян удовольствие

Для России продажа SSJ-100 – это имиджевая история. Российские чиновники активно пытаются пристроить свой первый ближнемагистральный пассажирский самолет, презентуя его на зарубежных выставках и авиасалонах.

Нашему государству разработка самолета обошлась в 2 млрд долларов. После этого предприятие наращивало банковские кредиты, пока в 2014 году оно фактически не было парализовано из-за объема накопившихся долгов. К середине года присоединения Крыма убыток производителей «Суперджетов» за первое полугодие составил 144 млн долларов. Тогда производство SSJ-100 пришлось спасать на самом высоком уровне: в 2015 году президент России Владимир Путин распорядился выделить на погашение долгов 100 млрд рублей.

На окупаемость российские разработчики так и не вышли. В прошлом году власти решили финансировать из бюджета разработку новых версий. Было объявлено, что разработка «короткого» SSJ‑100 потребует 85 млрд рублей, из которых 6 млрд уже выделено из резервного фонда. Результат в виде готовой машины ожидается в 2023 году.

Причины непопулярности русских «Суперджетов»

Есть объективные и субъективные причины того, почему российские пассажирские самолеты почти не покупают. Среди самых известных неприятный инцидент, произошедший в мае 2012 года.

Авиалайнер Sukhoi Superjet 100-95B выполнял показательный полёт над Индонезией, но через четверть часа после вылета из Джакарты в условиях облачности врезался в гору Салак (остров Ява). Тогда погибли все находившиеся на его борту 45 человек — 37 пассажиров и 8 членов экипажа. Этот инцидент изначально осложнил продажи российским разработчикам.

Надо честно себе признаться, что российский пассажирский самолет так и не смог стать национальной гордостью, хотя Кремлю очень хотелось доказать всему миру обратное. Главная причина — он плохо летает. Качество SSJ-100 становится тихой угрозой на рынке внутрироссийских перелетов. В мае 2015‑го один из самолетов при взлете потерял часть двигателя. В декабре 2016‑го в конструкции был выявлен дефект стабилизатора. Осенью 2018‑го рейс «Аэрофлота» был сорван из-за того, что у «Суперджета» сработал датчик невыпуска шасси. Больше всего среди российских авиакомпаний с SSJ-100 намучилась авиакомпания «Якутия». Из четырех имеющихся в наличии «Суперджетов» у двух хронически отказывают двигатели, из-за чего пришлось отменять рейсы. В итоге компания «провалила лето» 2018‑го.

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf