Для помощи начинающим экспортерам в российских регионах в 2019 году будет выделено около 90 млрд рублей. В тоже же время с отдельными «продолжающими» экспортерами складывается крайне интересная ситуация.

Как заявил в интервью ТАСС глава Российского экспортного центра Андрей Слепнев: «мы повысили поддержку для всех регионов, в том числе по линии федеральных мер. Общий объем средств в 2019 году, предоставляемый нацпроектом, около 90 млрд рублей. Это не считая еще дополнительных субсидий по линии Минэкономразвития, предусмотренных на малый бизнес. Можно говорить, что в этом году фактически речь идет об удвоении объемов поддержки. В целом на шестилетку у нас запланировано по нацпроекту более 900 млрд рублей.»

Доначислили «задним числом»

13 компаний–экспортеров, которым был разрешен беспошлинный вывоз нефтепродуктов, в том числе и битумов, в Киргизию, неожиданно столкнулись с тем, что уже после осуществленных поставок им была начислена и предъявлена к уплате вывозная таможенная пошлина в размере 300 млн. рублей (на всех).

Среди них – уфимская компания «АСТ­Битум», которой таможня выставила в 2018 году требование на уплату пошлины и пени за просрочку в размере … 14 758 272 рублей. Весь 2018 год «АСТ­Битум» участвовала в судебных тяжбах и переписке с Федеральной таможенной службой, именно она подтвердила право компании на льготу при экспорте битума соответствующей телетайпограммой ТФ­225 от 18.03.2011, на которую таможня требовала ссылаться при декларировании.

Как «выпал» битум

Проблема возникла из-­за того, что до ноября 2017 года Россия и Киргизия обсуждали и согласовывали номенклатуру и объемы товаров, которые должны быть включены в индикативные балансы, попадающих под беспошлинную льготу на вывоз. Тем временем таможня, проверяя декларации «битумных» компаний, считала, что ограничений по нефтепродуктам нет, и благополучно выпускала груз в Киргизию. На тот момент это было совершенно законное и логичное решение, учитывая следующее.

С момента вступления в силу 17.01.2017 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов при оформлении в 2017 году спорных деклараций на товары в качестве нормативных документов, которыми установлены право на льготы по уплате таможенных платежей указывались такие документы как Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 и Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

В ответе первого заместителя начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования генерал­майора таможенной службы Е.В. Ягодкиной указывалось,  что «в виду отсутствия и до момента согласования объемов и утверждения по ним индикативных балансов взимание вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Кыргызскую Республику Соглашением не предусмотрено и впредь следует руководствоваться телетайпограммой ФТС России от 18.03.2011 № ТФ­225».

В соответствии со статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 6 июня 2016 года (далее – Соглашение) компетентные органы сторон до 31 декабря текущего календарного года согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов (далее ­ товары) на следующий календарный год и утверждают по ним индикативные балансы на следующий календарный год.

Письмо ФТС России № 05-72/22095 от 27 апреля 2017 года

О направлении информации

Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, рассмотрев письмо Приволжского таможенного управления от 6 апреля 2017 г. № 03-01-38/05105, сообщает следующее.

В соответствии с телетайпограммой ТС России от 18 марта 2011 г. № ТФ­225 при вывозе товаров, выработанных из нефти, с территории Российской Федерации в Киргизскую Республику, вывозные таможенные пошлины не уплачиваются. В связи с этим взимание вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Киргизскую Республику, в соответствии с положениями Соглашения должно осуществляться с начала следующего календарного года.

Первый заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования генерал­майор таможенной службы Е. В. Ягодкина

Экспортеру необходим «дар предвидения»

Дождавшись к концу 2017 года согласования индикативных балансов, и обнаружив, что товарная позиция – «битум дорожный» в списке отсутствует, таможенный орган назначает проведение камеральной таможенной проверки. Спустя год после предоставления льготы, «задним числом», выносит решение о начислении пошлины за весь вывезенный из России в 2017 году товар и пени за просрочку!

«АСТ­Битум» оспаривает это решение в Арбитражном суде, и выигрывает его. Федеральная таможенная служба в лице Башкортостанской таможни не соглашается с таким решением и подает жалобу в апелляционную инстанцию Арбитражного суда и тоже ее выигрывает.

Показателен отзыв башкортостанской таможни Федеральной таможенной службы на кассационную жалобу ООО «АСТ­Битум», в котором экспортерам предлагалось «предвидеть» все возможные риски. В отзыве сообщается, что

«Обществу было известно, что Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, и Общество имело возможность в разумных пределах предвидеть последствия заявления освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении вывозимого битума.

Из Соглашения и Протокола однозначно прослеживается воля Правительств Российской Федерации и Киргизской Республики на беспошлинные поставки, в том числе и в 2017 году, только товаров, поименованных в индикативных балансах, и только в согласованных объемах.

Между тем Общество, не дождавшись согласованных индикативных балансов, номенклатуру и объемы беспошлинного вывоза нефтепродуктов в Республику Киргизия на 2017 год, самонадеянно и преждевременно осуществило экспорт битума, беспошлинный вывоз которого оказался ненужным для внутреннего потребления Республики Киргизия в целях, указанных в Соглашении. Следовательно, вывезенный Обществом товар оказался облагаемым вывозной таможенной пошлиной.

То есть, исходя из содержания документа это компания «не дождалась» уточнений в Соглашении. И «самонадеянно» экспортировала битум.

Общество, осуществляющее на профессиональной многолетней основе внешнеэкономическую деятельность, должно было и могло знать о вводимых ограничениях на беспошлинный вывоз нефтепродуктов.

Таким образом, по мнению таможни, компания «должна была и могла» даже не предполагать, а «знать» (!) о грядущих ограничениях почти за год до их появления. При этом о них не знали даже стороны, обсуждающие изменения Соглашения.

По словам начальника таможни Марата Сафиуллина, «Башкирия продолжает оставаться экспортно­ориентированным регионом. Из года в год доля экспорта в общем обороте меняется незначительно, от 73 до 80%».

Экспортный поток проходит через сотрудников таможни не одно десятилетие. По идее, с их опытом не сможет сравниться ни один участник внешнеэкономической деятельности. Так почему ведомство не спрашивает с тех, кому по долгу службы предписано следовать законам и предвидеть их изменения?

Обычно, в случае введения новых пошлин, таможенные органы просто отказывают декларантам в предоставлении льгот в момент подачи декларации, что дает экспортерам возможность или отказаться от дальнейшей поставки, или уплатить пошлину.

К тому же совершенно непонятно, почему ФТС России так яростно пытается наказать за собственные недоработки не только компанию, но и ее руководителя, дважды подавая заявление на уголовное преследование директора ООО «АСТ–Битум» Александра Семенова.

Давление выдержат самые сильные

Россия в 2016­2017 годах списала долги четырем странам — Киргизии, Мозамбику, Узбекистану и Монголии — почти на 1,4 миллиарда долларов (около 80 миллиардов рублей).

Ситуация парадоксальная: российские власти помогают другим странам, при этом фискальная политика России по отношения к собственным гражданам и компаниям все явственнее строится по принципу максимального давления.

«АСТ­Битум» предстоит еще одно судебное разбирательство. Решение по этому делу крайне важно для всех субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Если решения судов будет в пользу таможенного органа, ни один предприниматель нашей страны не сможет остаться спокойным за свое дело – любой разрешительный акт государственных органов, позволяющий начать работу, может быть в последствии отменен даже через продолжительное время, а возможность «задним числом» начислять штрафы и пени делает российский бизнес крайне уязвимым.

При таком подходе даже и 90 млрд рублей, выделяемых для помощи начинающим экспортерам в российских регионах в 2019 году, ситуацию с развитием компаний­экспортеров улучшить не смогут.