Чтобы переломить негативные тенденции, которые в последнее время накапливаются в российской экономике и обществе, на мой взгляд, необходимо предпринять, кроме всего прочего, четыре важнейших шага.

Первое. При сегодняшнем невероятно избыточном количестве и столь же низких качестве и ответственности многих чиновников, добиться выполнения национальных проектов и других задач невозможно! Необходимо создание нового сословия управленческой элиты, заинтересованной не в мздоимстве, а в процветании Родины. Для этого – сократить численность чиновничьего аппарата управления на всех уровнях, как минимум, вдвое.

К тому же, сегодня существуют управленческие структуры, упразднение которых, кроме самих сотрудников, никто и не заметит (как это произошло с окружными милицейскими «главками»).

Пример: полпредства и службы главных федеральных инспекторов. Мало кто ответит на вопрос – какие функции они выполняют? Угроза сепаратизма давно миновала, управляемость регионов обеспечивают губернаторы и правительства областей.

Или еще примеры. При наличии городских и областных прокуратур функционируют также и аппараты заместителей генерального прокурора в федеральных округах.

Экологические проблемы в стране «решают» десятки организаций. и т.д. и т.п.

Чиновничий аппарат разбухает как на дрожжах. Сегодня команды сверху вязнут в непроворотной чиновничьей толще и редко выполняются в полном объеме.

С управлением огромной Российской империи справлялись около 150 тысячи чиновников. В современной России управленческий аппарат вырос до 1,5 миллионов. Хотя, казалось бы, производительность труда каждого чиновника несоизмеримо выросла благодаря современной оргтехнике и средствам связи. При Советской власти весь обком, облисполком и облсовет (а по сути – аппарат управления Свердловской областью) помещался в одном здании. Сегодня, кроме прежнего, областной парламент и администрация губернатора занимают уже отдельные, часть министерств правительства области разъехались по всему городу.

Сокращение числа чиновников пропорционально увеличит ответственность и оплату труда. В этой же пропорции уменьшится коррупция и время принятия решений.

Второе. Необходимо снижение ключевой ставки ЦБ РФ до уровня развитых стран мира. Российский малый и средний бизнес (МСБ), генерируя инвестиционные идеи и проекты, не имеет возможности их реализации: у него нет доступа к дешевым и длинным кредитам. В итоге проекты в сфере услуг, сельском хозяйстве, платной медицине и т.д. реализуют сырьевые корпорации за счет своих собственных свободных средств. И вытесняют таким образом из этих сфер МСБ, уничтожая средний класс.

Третье. Для снижения социальной напряженности в обществе необходимо ввести прогрессивное налогообложение, как это принято в развитых странах. Правительству не пенсионеров надо уговаривать «денег нет, но вы держитесь», а олигархов – принять на себя дополнительную налоговую нагрузку. Меры по сокращению чиновников и прогрессивный налог поднимут рейтинг президента больше, чем возвращение Крыма.

Четвертый пункт – отмена моратория на смертную казнь. Этот атрибут госвласти отменен в Евросоюзе, но действует, в том числе, в двух наиболее быстро растущих экономиках мира – США и Китае. Отмена моратория заставит сильно задуматься крупных казнокрадов, террористов, серийных убийц и маньяков. Такая мера поможет оздоровлению общества, избавит его от сегодняшней расхлябанности  и вседозволенности.

…Важнейшая тема, определяющая состояние экономики и общества – образование и воспитание молодого поколения. Системный кризис в этой сфере уже сегодня становится угрозой национальной безопасности России. О мерах и путях его преодоления мы продолжим разговор в следующем номере журнала.