Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выразил свое недовольство законами, которые принимает Госдума. Активисты подготовили для властей концепцию “закона о законах” – по сути, чиновников попытаются научить адекватно готовить и принимать нормативные акты, чтобы те перестали быть хаотичными и вредными для бизнеса. Об этом пишет РБК со ссылкой на текст концепции РСПП, направленной лично президенту РФ Владимиру Путину.

 

Что не устраивает предпринимателей?

 

Предприниматели недовольны тем, что принимаемые сейчас законы имеют мало общего с реальностью. По мнению бизнесменов, несмотря на вступление в силу, эти документы неисполнимы из-за “отсутствия соответствующего подзаконного нормативного акта”. И это дискредитирует законодателей, выставляя их некомпетентными, уверены в РСПП.

 

Кроме того, сейчас не существует обязательных заключений бизнес-сообщества на проекты, которые меняют условия работы предпринимателей. Хотя, казалось бы, именно их качаются принимаемые по этим вопросам инициативы и они должны иметь возможность оценить их заранее, помочь в подготовке законопроекта через отправку замечаний.

 

 

Также недовольство РСПП вызывает отсутствие системы правового мониторинга, инструментов по снижению нормативной нагрузки, долгосрочных планов разработки законопроектов, переходного периода после их принятия и до вступления в силу. По сути, предприниматели просят учитывать их мнение и “не кошмарить” внезапными законами, которые резко меняют правила игры, не давая возможности подготовиться к этому.

 

Что они предлагают?

 

РСПП предлагает принять “закон о законах” – документ, который регламентирует внедрение новых правовых норм. Помимо общих положений, в подготовленном документе описываются этапы проработки законов Госдумой: от планирования до принятия и изменения в будущем. “Закон о законах” поможет обеспечить согласованность системы правовых актов, уверены предприниматели, а также исключить возможность утверждения бесполезных правил – в том числе, и для бизнеса.

 

Прежде всего, РСПП предлагает упорядочить формы законов, установить их иерархию, регламентировать порядок планирования, подготовки, принятия и опубликования документов. Также предприниматели описывают, как можно внести в законотворчество экспертную оценку и общественное обсуждение, как урегулировать вопросы неправильного толкования текста. Наконец, предприниматели просят допустить участие бизнеса в подготовке законопроектов.

 

Почему не предлагали этого раньше?

 

На самом деле, предлагали. Подобное предложение не первое, идея закона о нормативно-правовых актах уже появлялась ранее, но не вызвала восторга у Госдумы. Законопроект похожего “закона о законах” ГД приняла в первом чтении в 1996 году, однако обсуждение документа затянулось и к рассмотрению вернулись лишь спустя восемь лет. Но так как к тому времени законопроект уже утратит актуальность, его просто отклонили и забыли о такой инициативе на долгое время. В 2014 году была совершена еще одна попытка рационализировать работу Госдумы с законопроектами, когда Минюст вынес на обсуждение новый документ. Но его раскритиковали в ГД в итоге не внесли.

Почему Госдума против “закона о законах”?

 

Инициативы, подобные “закону о законах”, чаще всего оказываются раскритикованы и не получают хода. Проблема в том, что пока не существует четкой иерархии правовых актов. В идеале, на первом месте должна стоять Конституция, на втором месте конституционные и федеральные законы, на третьем – указы президента. Однако сейчас, пока все свалено в одну кучу, “закон о законах” не имеет смысла, так как основной своей идеей вклинивается во все законы в стране, еще сильнее усиливая хаос.

 

Его отдельные положения, однако, можно назвать очень полезными. Привлечение бизнеса и общества к диалогу в законотворчестве, планирование законопроектов заранее, включение переходного периода. Это могло бы систематизировать российское законодательство хотя бы частично, сделать его более “человечным”. Осуществить это пытались и ранее, используя разные способы, но пока без особого результата. Получится ли сделать это “закону о законах”, если он будет принят хотя бы частично – пока неизвестно.

 

Что такой закон даст обычным гражданам?

 

Спикер госдумы Вячеслав Володин недавно объявил, что за 25 лет работы Дума приняла 8000 законов. Это говорит об очень активном процессе законотворчества из которого, однако, исключены россияне. Если бы в стране существовал тот самый “закон о законах”, который неоднократно пытались внедрить не только РСПП, граждане стали бы обладать правом правотворческой инициативы – обсуждать документы, предлагать к ним правки, выносить запрет на принятие законопроекта в текущем виде.

 

 

Например, при существовании народного обсуждения только за последнее время были бы вряд ли приняты следующие законы:

 

  • Закон о повышении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%

  • Закон о повышении пенсионного возраста

  • Закон о российских офшорных зонах для международных холдинговых компаний

  • Закон об увеличении государственной пошлины за выдачу заграничных паспортов и водительских удостоверений нового поколения

  • Закон о введении административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные акции

 

Также могли бы быть введены законы, которые в текущем году к рассмотрению не допустили:

 

  • Законопроект об усилении парламентского контроля за госкомпаниями и госкорпорациями

  • Законопроект о приравнивании зарплаты сенаторов и депутатов к средней по стране

  • Законопроекты о переходе к прогрессивной шкале налогообложения для физических лиц

  • Законопроект, запрещающий близким родственникам работать одновременно в ГД и Совфеде

  • Законопроект о господдержке россиян, живущих за чертой бедности

  • Законопроект о госрегулировании цен на продукты питания, ограничивающий их подорожание

 

Наталья Смирнова  

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf