Лайфхак для регионов. Как пробиться со своими проблемами через эгоистичную федеральную власть

После того, как из-за первых массовых протестов декабря 2011 года при президентстве Дмитрия Медведева и премьерстве Владимира Путина были в качестве политической поблажки возвращены губернаторские выборы, нестабильная ситуация в регионе стала индикатором эффективности работы управленца.

Все социальное недовольство жителей стало восприниматься как неудачи отдельно взятого топ-менеджера, неспособного найти деньги на строительство дорог, больниц, школ, развитие инфраструктуры.

При этом через налоговые сборы все деньги с регионов забирает столица, которая возвращает на порядок меньше. Так по началу 2017 года в субъекты вернулось только 19% всех собранных налоговых денег. В 2018 году за первое полугодие региональные бюджеты получили 44% налогов, оставив 56% налоговых отчислений в федеральной “кубышке”. В нацвалюте эта доля составила 5,493 трлн рублей. Региональные бюджеты могут рассчитывать только на сборы с имущества организаций, транспортный налог. Особые зоны игорного бизнеса тоже работают на бюджеты своих территорий. С середины 2017 года в Крыму и на юге страны появился в качестве дополнительной подпитки курортный сбор. Все остальное забирает федеральный центр, возвращая часть денег в регионы субсидиями или дотациями.

Регионы попадают в зависимое положение, поэтому таким уже привычным явлением стали предвыборные встречи губернаторов с президентом Владимиром Путиным, на которых регион выпрашивает себе деньги или льготы. На таком визави все лоббистские способности регионов заканчиваются. И здесь тоже возможны всякие неблагоприятные исходы для субъекта федерации. Например, если центр уже решил сменить управленца, а тот продолжает надеяться на помощь и поддержку перед выборами. Денег будет не дождаться.

В арсенале регионов есть другие работающие инструменты, которые могут помочь регионам отстоять свои интересы перед федеральным центром. Ездящим на служебном транспорте с личным водителем федеральным чиновникам все сложнее понять, почему люди за пределами МКАД жалуются на жизнь и негодуют. Регионы отлично понимают, на что им денег хватает, а на что нет.

Российская политика — это умение говорить через пустоту. Федеральные чиновники в массе своей занимаются регионами лениво, нехотя и без той должной ответственности, на которую рассчитывают люди. Вместе с тем для представителей территорий московские встречи становятся последней попыткой решить проблему.

Стоит попасть один раз в Госдуму, чтобы увидеть как во время публичных слушаний десятки депутатов покидают зал, не дождавшись обратной связи на свои инициативы от регионов. На парламентском слушании проекта закона о реновации в стране, про который мы писали ранее, было заметно, как формально многие парламентарии подходят к обсуждению проектов законов, рассчитанных на внедрение по всей стране.

Мало того, что это парламентское слушание проходило в малом зале Госдумы, рассчитанным на 250 человек, так еще и затянувшееся обсуждение закончилось пятиминутками представителей регионов перед наполовину опустевшем залом. Так долетевшую до Москвы первого вице-мэра Южно-Сахалинска Наталью Куприну слушала уже только председатель профильного комитета, модерирующая обсуждение, и та сознательная половина парламентариев, не убежавшая на обед. Тем не менее, от права выступить вице-мэр не отказалась.

Правда, озвученные в докладе замечания территории еще не гарантируют свое рассмотрение. Но в случае с Комитетом по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству это еще может сработать, потому что председательствует здесь человек из парламентской оппозиции, член фракции “Справедливая Россия” Галина Хованская, которая и выступила одним из авторов конкретно этого проекта. В остальных комитетах Госдумы ситуация с обратной связью может быть еще печальнее.

Посещая Госдуму, представителям регионов важно сделать так, чтобы их предложения и требования прозвучали. Если вдруг сложиться такая ситуация у докладчика от региона, когда проголодавшиеся, но задержавшиеся депутаты начнут возмущаться, перебивать и сбивать с толку, мешая представителю от региона защитить свою позицию, то можно воспользоваться следующим лайфхаком. Мы подсмотрели его у политиков из Санкт-Петербурга, которых на открытом парламентском заседании в Москве откровенно не хотели слушать.

Есть разные форматы открытых мероприятий в нижней палате российского парламента. Например, на вышеупомянутых открытых слушаниях в конце предусмотрен “открытый микрофон”, где кратко можно изложить все свои замечания в течение минуты.  Надо использовать возможности “открытого микрофона” всей командой. К стойкам друг за другом встают остальные члены группы представителей региона, которые с докладом не выступали. И начинают по очереди тезисно заявлять друг за другом свои претензии или предложения. Только эта атака должна идти по логике от самого главного к второстепенному, потому что где-то на 2-3 заходе микрофон могут передать другому человеку или вовсе его вырубить, якобы случайно.

Формат круглого стола в Госдуме тоже предполагает некий вариант обратной связи с регионом. Но нужно понимать, что в случае слишком агрессивной риторики представителя он может наткнуться на взаимную агрессию депутатов или представителей администрации президента, которые в любом статусе выступают некими хедлайнерами этих политических посиделок. Здесь тоже надо учитывать, чтобы предложения были максимально конкретными и четкими. Если региональный представитель будет чеканить как по барабану позицию своей территории, то его ни один из федеральных чиновников не сможет перебить или заткнуть.

В Москве добиться внимания к своей позиции регион может не только в Госдуме, но и в рамках представительных форумов с участием профильных чиновников, также на различных саммитах и деловых завтраках. В рамках всех этих публичных мероприятий можно поймать кого-либо из федеральных министров на кофе-брейке, чтобы рассказать о своем предложении или замечании по федеральной программе или нацпроекту. Важно вовремя подсуетиться по завершению выступления этого деятеля, чтобы попытаться поговорить. 

Еще более действенно это будет, если удастся задать вопрос лично в рамках конференции или пресс-подхода. Больше вероятности, что ответ на ваш вопрос или предложение удастся получить, если к федеральному чиновнику обратится кто-то из присутствующих на мероприятии журналистов. Гораздо больший эффект получится при условии личных договоренностей с изданием, которое точно согласится осветить вашу проблему. В команде с работниками слова и пера можно продумать целую информационную кампанию, которая в какой-то момент заставит федеральную власть пойти на уступку и учесть требование региона.

Ксения Ширяева

 

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf