Как в России “большая четверка” операторов связи выживает в условиях самого лучшего интернета

Потребление интернета в мире постоянно увеличивается. Выросло целое поколение людей, которое не представляет своей жизни без пролистывания новостей в соцсетях, общения в мессенджерах и связи через Skype. В Японии закрылся офис компании Tokyo Telemessage, которая оставалась последним в мире сервисом по поддержке работы пейджеров.

Люди уже забыли, что такое MMS и SMS, потому что достаточно иметь выход в интернет, чтобы написать или позвонить человеку в любую точку планеты.

Рассматривая Россию в мировой практике, нам чаще приходится краснеть, чем гордиться своими достижениями. Но эта история уникальна тем, что в стране развивается самый быстрый интернет, который обходится конечным потребителям максимально дешево.

В 2018 году Россия заняла четвертое место среди стран с самым доступным интернетом. Об этом говорят данные исследования консалтинговой компании BDRC Continental и британского провайдера Cable.co.uk. За год в среднем по миру скорость широкополосного интернета выросла на 23%, а цены сползли на 1,64%. И дело не только в цене, но и в качестве. В России интернет самый быстрый из дешевых. Скорость в 13,51 Мб/с у нас обходится примерно в $9,77. Для сравнения, белорусы платят в среднем $10,46 за гораздо меньшую скорость в 9,21 Мб/с. Более того, самый дешевый пакет услуг россияне могут получить за $4,89 или 321 рубль. И эта сумма в четыре раза дешевле того минимума, на которую могут рассчитывать американцы. Поэтому нам есть, чем гордиться.

В эпоху увеличения скоростей постоянно расширяющегося интернета мир движется по пути увеличения доли выхода с мобильных устройств. И Россия не стала исключением. Стремительно сокращается доля десктопной аудитории, то есть той части населения, которая попадает в Рунет с компьютеров и ноутбуков. По последним данным исследования Mediascope за март-август доля десктопа сократилась до 51%. Количество мобильных пользователей наоборот увеличилось до 61% и достигло 75,1 россиян.

Большинство мобильного трафика идет через WiFi, но по-прежнему остаются востребованными услуги сотовых операторов, на долю которых по оценке Mediascope приходится 30%. Российский рынок мобильной связи представлен “большой четверкой”, в которую входят МТС, Мегафон, Билайн и Tele2. Именно этим операторам связи принадлежит 99% всего рынка. В условиях конкуренции ни одна из этих компаний не может позволить завышения цен на услуги. Учитывая, что в стране развивается самых быстрый и дешевый интернет в мире, то этому квартету приходится искать различные пути поддержания своего бизнеса. Если Билайн больше ориентируется на телевизионную рекламу, то у остальных крупных российских операторов связи есть чему поучиться бизнесменам.

МТС и захват новых рынков: от ритейла до образовательных платформ 

Оператор “МТС” стал первым, кто начал диверсифицировать свой бизнес и выходить за пределы сотовой связи, прочувствовав движение мировых тенденций в сторону удешевления связи. В конце 2000-ых МТС начала строить собственную розничную сеть, проявляя интерес к салонам сотовой связи. Это сегодня для россиян стали привычным делом офисы операторов “большой четверки”, где параллельно можно купить сотовые телефоны, планшеты и другие гаджеты. Но первым эту историю начинал МТС.

Начиналось все поглощением мелких сотовых ритейлеров, например ЗАО “Телефорум”, и покупкой салонов у оставшегося на рынке торговой сети “Эльдорадо”.

За 15 лет освоения ритейла эта отрасль была покорена. Три года назад сеть фирменных салонов МТС стала крупнейшим продавцом устройств связи в России, обогнав по количеству точек “Евросеть”, “Связной” и сети салонов операторов Мегафона и Билайн.

Перед офисами МТС первоначально стояла цель продать больше устройств с поддержкой интернет-доступа, чтобы потом заработать на услуге. В дальнейшем к этой цели прибавилась еще одна — качественное обслуживание своих клиентов.

Как первым открыл дверь в ритейл для операторов сотовой связи, так и сегодня МТС стал новатором в сфере digital. Пока остальные члены “большой четверки” продолжают наращивать прибыль от мобильного ТВ, онлайн-музыки и развития мобильной коммерции, МТС идет дальше, осваивая новые рынки. В 2018 году у “красного” появились online-сервисы по подготовки к сдачи ЕГЭ. Компания вышла на рынок дистанционного образования, запустив платформу Smart University. Этот сервис помогает пока подготовиться только к экзамену по английскому языку, но МТС обещает в скором времени добавить и другие предметы.     

Мегафон и мультибрендовое развитие

Оператор “Мегафон” связан с российской технологической компанией Mail.Ru Group, которая владеет российскими соцсетями “ВКонтакте”, “Одноклассники”, мессенджеры ICQ и “ТамТам”, а также мобильным сервисом бесплатных объявлений “Юла” и платформой для доставки еды Deliver Сlub. В феврале 2017 года компания сообщила о приобретении 63,8% голосов в Mail.Ru Group, которая в свою очередь аффелирована контролирующему акционеру “Мегафона”. После этого в мае прошлого года Мегафон изменил стратегию развития компании до 2020 года. Были внесены изменения в дивидендную политику и размер коэффициента оптимальной долговой нагрузки, а также дифференциация брендов “Мегафона”, Yota и VKMobile. Кто не знал, не входящая в “большую четверку” Yota является “дочкой” Мегафона, которая использует вышли своей материнской компании.

На момент существования мобильного оператора VKMobile многие считали его “ряженым” тарифом Мегафона, пока не было принято решение раскрыть карты. С 14 сентября VKMobile прекратил свою работу, отослав своих клиентов в ближайший офис Мегафона для сохранения номера.

После этого опыта оператор решил продолжить расширение своего бизнеса с ориентацией на online-платежи. В 2018 году компания запустила программу для быстрой оплаты проезда в общественном транспорте, а в ноябре стала инвестором и совладельцем сервиса заказа такси “Ситимобил”, который работает как мобильное приложение.

Tele2 и ценовая политика

Как по оценкам клиентов, так и по отзывам экспертов, провайдер Tele2 стал самым лучшим операторам по стоимости услуг для большинства пользователей, которым важен интернет, звонки и сообщения. МТС выгоден при при использовании малой корзины, т.е. при отсутствии мобильного интернета, малом количестве сообщений и звонков, ориентированных на внутрисетевом общении.

Эта компания появилась на российском рынке в 2003 году. Основали ее шведская одноименная группа, которая перенесла свои корпоративные ценности на российскую почву. До 2016 года Tele2 развивалась, как дискаунтер, акцентируясь на самой низкой цене. Но в дальнейшем была разработана новая стратегия ведения бизнеса, получившая название Lifestyle enabler (“помощник в поддержании стиля жизни”). И эта модель стала подразумевать для Tele2 предложение лучшего сервиса по оптимальной цене. После таких стратегических перемен в начале 2017 года была представлена новая коммуникационная стратегия до 2021 года со слоганом “Tele2. Другие правила”.

Оператор действительно привнес в русский рынок новые правила игры, озвучив возможность переноса неиспользованных минут и интернет-трафика на следующий месяц. Более того, этот оператор первым на рынке связи в России заговорил о дополнительной услуге — обмен минут на гигабайты. Уже после “Билайн” тоже включил эту услугу в свои предложения клиентам.

Вообще такой подход к клиенту очень интересен. Менеджер по работе со СМИ московского макрорегиона Алексей Иванов прокомментировал нам стратегию “черного” оператора. Он рассказал нам, какие новшества Tele2 были взяты на вооружение конкурентами на рынке.

В рамках стратегии «Другие правила» мобильный оператор Tele2 поддерживает образ жизни своих абонентов и создает для них уникальные предложения во всех сферах жизни. Выгодные и честные тарифные предложения отличают Tele2 от других игроков телекоммуникационного рынка России. Оператор первым внедрил такие опции как «Перенос неизрасходованных пакетов», «Гигабайты в подарок», безлимитный доступ к социальным сетям и мессенджерам, а также тарифный конструктор, где абонент может самостоятельно выбрать необходимое наполнение своего тарифа. Впоследствии многие опции копировали конкуренты, что говорит о востребованности предложений Tele2.

— Алексей Иванов, менеджер по работе со СМИ макрорегиона “Москва”

Кроме того, у оператора существует программа лояльности «Больше», где в партнерстве с другими компаниями – лидерами рынка, Tele2 предлагает клиентам выгодные предложения: от скидок на наиболее востребованные товары и услуги до приятных подарков. Клиенты Tele2 по программе лояльности могут пройти без очереди на концерт или фестиваль, в музее получить эксклюзивную экскурсию, получить допуск на специальные брендированные зоны.

Тренд рынка

Бесплатный телефон – это тот путь, по которому движутся операторы сотовой связи всего мира. Например, в США сотовый телефон даже любой топовой модели можно приобрести по контракту, который обычно заключается сроком на два года. Телефон даже самой последней модели обходится в таком случае за ¼ всей стоимости. Но единственное условие – неизменный на протяжении всего этого времени тариф сотовой связи. Деньги от таких ежемесячных трат получаются немалыми. Более того, если абонент вдруг решит расторгнуть контракт, то ему придется не только выплатить полную стоимость телефона, но еще оплатить некий штраф за разрыв договора.

У нас в России такие подобные сделки не проводятся, но этот мировой тренд уже диктует свою повестку “большой четверке”. В качестве праздничный акций сразу несколько операторов предлагают бесплатный телефон или гаджет в подарок.

Проходит это в виде розыгрыша призов, лотереи или дополнительного подарка к покупке – вариации могут быть разные. Объединяет все эти виды программы “смартфон как услуга” покупка тарифа. В идеале такая схема кажется выгодной. Но работает это в таких случаях, когда продавцы сотовых устройств не начинают использовать эту лояльность в своих целях, чтобы избавиться от самых дорогих моделей телефонов с низким спросом.

Таким образом, в России мы наблюдаем сосуществование сразу четырех крупных операторов, каждый из которых имеет свой особенный путь и в разной степени оказывает свое влияние на общий рынок в стране. В такой тесной конкуренции отдельный абонент становится главным призом, поэтому ни один из состязающихся на рынке не может себе позволить завышать цену. Более того, каждому оператору приходится корректировать пакет услуг так, чтобы его предложения были не хуже, чем у конкурента. Так работает развивающийся рынок.   

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf