Фото: News.ru

Что такое биометрические данные?

Биометрические данные — характеристики человека, позволяющие установить его личность. Они обладают рядом свойств, таких как: уникальность, неизменность в течении жизни, универсальность (есть у всех). Самыми распространенными типами биометрии являются отпечаток пальца, изображение лица и сетчатки глаза, голос и ДНК человека.

Как давно банки собирают эти данные?

В России начали сбор биометрических данных с 1 июля этого года: более 10 банков начали принимать биометрию клиентов при оформлении кредитов или открытии счетов. Данные клиентов будут храниться в Единой биометрической системе (ЕБС), которая обеспечена максимальным уровнем защиты. К концу 2019 года запланирован полный переход всех банков страны к системе ЕБС.

Зачем банкам эти сведения?

  1. Чтобы упростить доступ к финансовым операциям. Например, сегодня услуга предоставления кредита онлайн доступна не во всех банках. Однако, если бы финансовая организация могла провести идентификацию клиента при помощи биометрических данных, то вы бы легко могли получить деньги будучи даже в другой стране.
  2. Это дешево. Если клиент имеет возможность получить услуги от банка не выходя из дома, то, скорее всего, он так и поступит. Это значит, что количество людей, приходящих в офисы банка в реальной жизни, заметно уменьшится. “Ростелеком” ранее заявлял, что прием человека в режиме онлайн дешевле, чем оффлайн на 60%.

Почему возникла проблема?

В среднем, покупка оборудования для сбора биометрических данных в одном офисе банка обходится в 5-9 млн. рублей. Помимо сбора, необходимо также выполнять приказ ФСБ №378, который приравнивает полученную информацию к государственной тайне. Заместитель главы департамента информационной безопасности Центрального банка России Артем Сычев сообщил, что необходимого рынку отечественного оборудования, для обеспечения защиты биометрических данных по классу КВ (именно такой определен ФСБ), — сейчас нет . ФСБ заявляет о надежде на то, что ЦБ займет “жесткую позицию” по защите данных граждан. Федеральная служба безопасности не имеет права для проверки финансовых организаций, а ЦБ обещает банкам не применять никаких мер.

Как реагируют банки?

Пресс-служба Сбербанка 29 ноября заявила, что банк обладает “необходимым криптографическим оборудованием” и проблем, о которых пишут СМИ, не испытывает.

Тинькофф-банк сообщил, что до 2020 года планирует построить процессы сбора и передачи биометрии от представителя до центрального офиса по каналам с ГОСТовой криптографией.

В Почта-банке считают, что данные клиентов не нуждаются в дополнительной защите, но если соответствующие органы примут решение внедрить новые механизмы, банк готов “приобрести необходимое оборудование после получения требований и разъяснений”.

Представители банков надеятся, что Центральный банк и ФСБ договорятся и установят корректные требования.

Лилия Самигуллина

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf