Власти сворачивают реформу по разделению электросетей на магистральные и распределительные. Это связано с тем, что Холдинг МРСК не оправдал ожиданий и оказался неэффективным предприятием с точки зрения правительства. Теперь власти планируют передать межрегиональные распределительные сетевые компании под управление Федеральной сетевой компании (ФСК). Вероятнее всего, Холдинг МРСК исчезнет, а судьбу самих распредсетевых структур будет решать рабочая группа под управлением замглавы Минэнерго Андрея Шишкина.

ФСК получит управление над Холдингом МРСК еще до 1 июля, как утверждают источники, знакомые с ситуацией. Директивы, по которым надлежит проголосовать госпакетом за передачу полномочий Федеральной сетевой компании, подписаны председателем правительства Виктором Зубковым. С другой стороны, Владимир Путин подписал директиву от 6 мая с рекомендацией для членов совета директоров холдинга выбрать Георгия Бооса председателем совета. ФСК и Минэнерго отказались от официальных комментариев.

Почему Холдинг МРСК признали неэффективным? Руководство холдинга не смогло избавиться, прежде всего, от проблем перекрестного субсидирования и «последней мили», а также приватизации региональных подразделений. А объединение сетевых структур снимет еще и вопрос тарифной борьбы: ФСК и МРСК ежегодно конкурировали из-за доли в едином тарифе на передачу энергии.

Советы директоров Холдинга МРСК и ФСК должны оформить решения о передаче одной компании в управление другой, после этого вопрос будет обсуждаться в среде акционеров, где государство как основной собственник утвердит передачу. Совет директоров МРСК ожидается 15 мая.

Таким образом, передача МРСК осуществится до начала лета. Фактически, данное решение повлечет за собой сворачивание реформы сетевого хозяйства. Разделение оказалось нерезультативным и не принесло в этот затратный комплекс частных инвестиций, но до сих пор неизвестно, как будет работать объединенная структура. Поэтому сейчас может быть два направления: продолжить нынешнюю систему госуправления комплексом, сменив название компании и оптимизировав ее штаты, или начать решать проблемы наиболее «трудных» МРСК (у Северного Кавказа трудности с платежами, а в Сибири крупные потребители отказываются от договоров «последней мили»), попутно приватизируя прочие МРСК.

Эксперты полагают, что второй путь – единственный путь эффективной модернизации и развития сетей низкого напряжения. Но пока можно только ожидать решения основной дилеммы — приватизация или госуправление.

Наталья Вербицкая