Высокие цены на бензин диктуют правительству олигархи, которых защищает Путин

ЭКОНОМИКА Комментировать

Высокие цены на бензин диктуют правительству олигархи, которых защищает Путин

Как долго правительство сможет “замораживать” цены на бензин внутри страны? Мы нашли альтернативное решение проблемы в пользу россиян.  

Фото: kremlin.ru

В рамках совещания президента Владимира Путина с членами правительства треть времени всей открытой части была посвящена именно регуляции цен на бензин. Вице-премьер по вопросам промышленности и энергетики Дмитрий Козак докладывал о ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Самым важным из его выступления стало анонсирование роста цен на топливо с нового года.

После уверений, что все нефтяники приняли ультиматум правительства и остановили рост розничных цен до конца марта, тем не менее АЗС все равно увеличат стоимость топлива из-за повышения НДС и инфляционных ожиданий. Как заявил в ходе совещания Козак, с 1 января увеличится стоимость горячего на 1,7%, с 1 февраля – цена будет увеличиваться ежемесячно в равных долях вырастет на уровень инфляции, учтенной в бюджете на 2019 год. Эта цифра не должна превысить 4,3%.

Дмитрий Козак Фото: kremlin.ru

Вице-премьер Козак также постарался успокоить президента историей о том, что люди сейчас говорят о росте цен на топливо, но на самом деле просто не разграничивают “летний” дизель от “зимнего”. Он объяснил, что удорожание на 2-3 рубля сейчас на самом деле касается только “зимнего” дизтоплива, которое происходит ежегодно. АЗС торгуют новым дизелем выше самой себестоимости, поэтому сейчас возникает некая путаница. Из-за этих сезонных явлений население думает, что растут цены на весь дизель.

Сейчас все “нефтяники” работают в стране по принципу мушкетеров – один за всех и все за одного. Раньше три-четыре крупные сети договаривались между собой и, если один повышал цену, то остальные к ней подтягивались. Теперь правительство заставило всех “заморозить” счетчики на АЗС до уровня конца мая. И теперь если один нефтяной “мушкетер” решит ослушаться, то против него будет включен весь надзорный контроль. Напомним, что это уже вторая попытка правительства в этом году искусственным образом остановить рост цен на бензин. Первая аналогичная мера по “замораживанию” цен до уровня на 30 мая была непродолжительной. Начиная с середины августа цены на нефтепродукты начали расти, прежде всего, на бирже. В связи с этим снижалась маржа у розничного сегмента. В итоге стало просто невыгодно торговать моторным топливом. Крупные нефтяные компании спасали доходы от внешнего рынка. А вот мелкие независимые АЗС терпели убытки.

Почему растут цены на бензин? 

На рынке нефтепродуктов работает одна закономерность, о которой точно знают только экономисты.

Фото: RT

Когда мировые цены на нефть растут, то цены на бензин в стране растут аналогичным образом. Это соответствует мировой экономической конъюнктуре. Когда же мировые цены на нефть падают, то нефтяные компании должны компенсировать свои выпадающие доходы на внутреннем рынке, поэтому цены на бензин снова растут и это также соответствует условиям рынка. Поэтому экономическая конъюнктура цен на бензин очень простая в нашей стране: цены на бензин растут всегда. Другое дело, что это не всегда заметно.

То, что в США иногда падают цены, то это никак не связано с рыночной конъюнктурой. Дело в том, что цены на бензин в Штатах стали очень существенным фактором любой предвыборной кампании: как промежуточной, так и президентской. Поэтому специально под запрос американских избирателей существует целая система по снижению розничных цен на бензин, поддерживаемая государством. Работают программы по поддержке малого бизнеса для малых бензоколонок, которые вынуждены конкурировать с крупными компаниями.  Единственным способом для выживания этих мелких АЗС стал рост числа автомобилей, которые у них заправляются. В США им дотируют бензин или снижают налоги с тем, чтобы они создавали фон низкой цены на рынке. В результате такой политики крупные сети вынуждены тоже снижать свои цены на бензин, чтобы не терять покупателей. В России вопрос цен на бензин в выборами привыкли не связывать, во многом благодаря тому, что правительство научилось искусственно “замораживать” цены в моменты, когда необходима всеобщая консолидация.  

Соль текущей российской проблемы в том, что в этот раз вместе с высокими ценами на бензин стал падать рубль. Вице-премьер Дмитрий Козак в начале своего доклада не случайно начал говорить о том, что раньше рубль укреплялся вместе с ростом цен на нефть. За счет крепкого рубля иногда нефтяные компании получали от продажи моторного топлива на внутреннем рынке большую прибыль, чем от экспорта. Об объективной причине роста цен на горячее в специальном комментарии для “Регионов России” сказал трейдер-аналитик компании ФинИст Денис Лисицын.

Объективная причина роста цен на топливо — слабый рубль при высокой цене на нефть Именно это сочетание и делает невыгодным продажу нефтепродуктов в России, нефтяные компании пользуясь моментом стараются продать его за границу. На самом деле Правительству РФ давно пора разобраться с ценообразованием оптовых цен на горючее для внутреннего рынка и принять действенные меры по стабилизации цен на бензин. Ведь от этого напрямую зависит экономическая ситуация в стране, и соответственно, уровень жизни наших граждан.

— Денис Лисицын трейдер аналитик компании ФинИст  

Трейдер также добавил, что постоянные разговоры профильного вице-премьера Козака о том, что рост цен на топливо не должен превысить показатель инфляции, на самом деле имеют важную задачу. Просто сильнее цены сдержать таким инструментом невозможно.

Глупо требовать от компаний торговать себе в убыток. Это рано или поздно может вылиться в нарушение соглашения по “заморозке” или потере качества товара. Бензин просто могут начать разбавлять, чтобы снизить его себестоимость.

Все в пользу олигархии                  

Дело в том, что вышеописанная американская пропорция между крупными нефтяными компаниями и частными АЗС в России работает абсолютно наоборот. Цену диктует не мелкий поставщик, а крупный бизнес. И интерес именно крупного поставщика на внутреннем рынке нефтепродуктов как раз и защищает правительство. А мелкий бизнес вынужден идти на уступки в убыток своей собственной рентабельности.

Вице-премьер Дмитрий Козак в своем президентском докладе запел всем привычную песню о том, что главная проблема розницы якобы независимые АЗС. Мелкий бизнес будто бы весь такой жуликоватый, что разные компании на самом деле принадлежат одному собственнику–монополисту, а такие крупные игроки российского рынка нефтепереработки, как глава “Роснефти” Игорь Сечин и президент концерна “ЛУКОЙЛ” Вагит Алекперов, не монополисты. Что вы, честные менеджеры, получающие доходы как от розничных продаж, так и от экспорта нефтепродуктов.

Мало того, что правительство усиленно старается поддерживать миф о том, что на независимых АЗС бензин обязательно чем-то разбавляют, так и с новым “мушкетерским” принчипом по выравниванию цены может получиться так, что до конца года большинство мелких бензоколонок закроется. Для потребителя это может аукнуться произволом цен от монополистов, у которых просто не будет стимула снижать цены. А ведь именно на выгодных условиях держались многие независимые АЗС. Более того, если кто-то из частников решит все-таки увеличить цену, то автоматически попадет под контроль надзорных органов. Об этом все независимые АЗС предупредил на совещании Дмитрий Козак. Анализ будет проведен до конца декабря. И это уже похоже на зачистку частных АЗС.

Сегмент независимых АЗС очень большой и занимает 62% всего внутреннего российского рынка. Как отметил трейдер Денис Лисицын, если капнуть ситуацию с ценами на бензин поглубже, то мы увидим, что оптовые и розничные цены на бензин практически одинаковые.

Понять, как это работает, можно, посмотрев сайты официальных трейдеров Московского НПЗ, который принадлежит “Газпрому”. Соответственно, все Газпромовские АЗС получают продукцию с этого завода, скорее всего, с дисконтом. Независимые АЗС такой привилегии не имеют, что обуславливает их большое желание поднять цены на топливо, чтобы сохранить рентабельность бизнеса. И если с нового года поднимут акцизы на топливо плюс увеличение НДС на 2%, то все это даст прирост стоимости в 5-7 рублей. Иначе независимые бензоколонки придётся закрывать.        

— Денис Лисицын трейдер аналитик компании ФинИст  

Получается, что “заморозка” наоборот приведет к олигополии внутреннего рынка нефтепродуктов, где крупный бизнес просто договориться держать между собой цену на определенном уровне. Сейчас этот уровень понижается намеренно, чтобы убрать с рынка мелких конкурентов.

Альтернативное решение вопроса с ценами на нефть еще в мае месяце предложил экономист Михаил Хазин. Во время эфира радиостанции “Эхо Москвы” он высказал мысль, что специальная программа по поддержке частных бензоколонок, аналогичная американской, могла бы улучшить ситуацию и сделать низкие цены более естественными, а не искусственными и краткосрочными. Эту программу должна была контролировать и приводить в действие Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая бы не допускала привилегий монополистам. В свою очередь, правительство бы помогало облегченным налоговым бременем работе частных АЗС, которые бы держали низкие цены на бензин. И все было бы системно и сбалансированно. Но правительств проще бить кнутом и без того загибающийся мелкий бизнес, отрабатывая служебные записки олигархов-монополистов.

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf

Ксения Ширяева

Arctic™
  • К чему на ваш взгляд приведет ситуация с журналистом Иваном Голуновым?

    Всего проголосовало: 130

    Смотреть все опросы

ЭКОНОМИКА

Российские производители уменьшили размер упаковки, чтобы сохранить цены. Они говорят, что делают это ради людей
Они просили, но Путин не дал! Нефтяники не получат льготы, пока не докажут эффективность
Россия сядет в долговую яму? Орешкин предсказал взрыв потребительского кредитования. Сколько у россиян долгов?
Начало конца финансовой гегемонии США? Россия и Китай отказались от доллара
В конгрессе США одобрили санкции против российского госдолга. Чем это грозит?
Российские бизнесмены рассказали, чего ждут от будущего. Спойлер: ничего хорошего
Сотрудники болеют? Плати больше! Социальное страхование хотят уподобить ОСАГО
Региональные банки ждёт санация? Разбираемся, как Центробанк оздоравливал большие банки и что с ними стало
Сбербанк и другие. Опубликован список самых дорогих российских брендов. Сколько они стоят?
Шаг вперед и два назад. Что хорошего и плохого происходит в российской экономике?
Еще ЭКОНОМИКА
Комментарии
Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.
показать еще по теме