Регионы России продолжает  разговор о топливных проблемах и иллюзорных решениях власти.

Катастрофа административных решений выглядит следующим образом. Пока идут переговоры о заморозке цен на нефть, рынок демонстрирует их рост на всех площадках от биржевых торгов в Санкт-Петербурге, до рядовых АЗС, где цены буквально за неделю увеличиваются от одного до двух рублей. К этому добавляется еще и ущемление интересов корпоративных клиентов. Их кошелек присмотрели в качестве источника дополнительных возможностей нефтяные компании, добавив 5% и 1% процент сбора за топливную карту. Под разговоры о заморозке и соглашениях с Правительством.

Эксперт в области экономики топливно-энергетического комплекса, Александр Былкин (в VYGON Consulting Александр отвечает за рынки моторных топлив в консалтинговых и исследовательских проектах) ставит диагноз действиям Правительства и всей стратегии преодоления кризисных явлений: «Последние решения подтверждают текущую неготовность российской экономики к функционированию в рыночных условиях: переработчики не могут существовать без таможенных субсидий (отрицательных акцизов), а потребители негативно воспринимают волатильность даже относительно невысоких цен».

Есть ли альтернативные способы наведения порядка на собственном топливном рынке и можно ли обойтись без «манипулятивного регулирования». В отечественных реалиях вопрос риторический. Остается заглянуть в  рыночные дела других стран.

Агенство Bloomberg выяснило, что на первом месте среди топливных счастливчиков находится Венесуэла. Бензин в этой стране продают практически даром – по 0,01$ литр. В списке дешевых стран на восьмом месте присутствует и Россия. Но место в рейтинге не означает качество жизни граждан. «Дешевый» бензин съедает приличное количество 2,31% от ежемесячного дохода россиянина и тут не поможет понимание, что это недорого. Недорого для мировой экономики, но ощутимо для собственного кармана. По показателю финансовой нагрузки топливных затрат на потребителя Россия находится на 33 месте.

Интересно, что самый дорогой по ценам на бензин Гонконг не напрягает жителей стоимостью топлива. Среднестатистический житель оставляет на заправке всего (по доле трат из личного бюджета) 0,46% от дохода, а восточный мегаполис занимает в рейтинге доступности почетное 3 место.

Компоненты, из которых собирается цена, единые для всех стран: стоимость добычи и хранения сырой нефти, затраты переработки, доставка на АЗС и маркетинг, налоги и акцизы, включенные в стоимость. Стоимость каждого компонента может быть разной  (дороже обходится добыча, меньше включенных налоговых сборов и т.д.), но не эти различия определяют цену для потребителя. Причины различий топливного ценника  заложены в принципе ценообразования, принятого в государстве. То есть, у власти есть выбор, как управлять продажами.

Выбор свободы – рынок

В развитых экономиках (США, Канаде, Японии, странах Европы) цены на бензин формируются и регулируются рынком. Это механизм не дает идеальных результатов: цены могут колебаться в зависимости от сезона, расстояния до АЗС, маркетинговой стратегии. Но они будут подчинены конкуренции и здоровому саморегулированию. Желание увеличить прибыль выше рыночных показателей не даст никакого результата.

Одной из благоприятных в плане стоимости топлива стран считается США. Специалисты называют Америку исключением из правил, поскольку при развитой экономике цены на топливо остаются низкими. По данным Globalpetrolprices  на 5 ноября средняя цена на бензин в Соединенных Штатах составляет 0,81$ за литр. Это выше, чем в России (по данным открытых источников отечественная цена 0,66$), но меньше среднемировой цены 1,16$.  Не стоит забывать, что цена – это одно, а финансовая нагрузка на потребителя формируется не только из бензинового чека, но и из процента ежедневного дохода, потраченного на топливо. Американцу можно только позавидовать: на бензин он потратит 0,42%, при этом заработает в среднем 156$.  Трудно удержаться от соблазна перевести долларовую цифирь в рубли. Сумма для одного дня получается внушительная. К этому стоит добавить, что налоговая часть цены составляет только 15%. Остальное – стоимость импортного сырья и доставки.

Особая американская тема – нефтеперерабатывающие предприятия. Они отличаются самыми современными технологиями переработки и высочайшим качеством продукта на выходе.  Топливо безопасное для автомобиля, полностью соответствующее указанной марке, с предсказуемым расходом   на количество километров. Стимулирует безупречную работу  высокая конкуренция между предприятиями подобного профиля.

Остается добавить, что качество топлива – тоже способ сокращения затрат конечного потребителя. Из платежей вычитаются внеплановый техосмотр или ремонт, перерасход и прочие дополнительные нагрузки.

Цены на бензин колеблются  от штата к штату, ощутимо возрастают на точках известных фирм таких, как Shell или Chevron. Также к услугам американских потребителей on-line карта всех заправок страны. Она позволяет в режиме реального времени  узнать цену на любой АЗС, отследить ценовую динамику, найти самые выгодные варианты.

Америка страна с автомобильной историей, особыми традициями и менталитетом. Игнорирование  потребности «быть на колесах» может завершиться плачевно для любого чиновника, политика, бизнесмена. Это значит, что вся весь механизм топливного рынка нацелен на нужды потребителей. Без каких- либо эмоций – просто из качественного подсчета рисков в случае нарушении исторически сложившихся  общественных договоренностей. Никто не хочет потерять популярность, власть, влияние в экономике и, конечно же, прибыль. Только способы ее получения прошли обкатку в рыночных реалиях и ориентированы на интересы всех участников финансовых отношений. Соответственно социальные привычки к автокомфорту остаются вне зоны риска.

Канада владеет 13% мировых запасов нефти, но бензин не отличается  дешевизной. Цена топлива составляет 0,94$ (по данным на 05.11.2018), это значение отличается от предыдущих месяцев в сторону незначительного уменьшения. В плане потребительских затрат достаточно высокая стоимость литра топлива не выглядит устрашающе. Она составляет 0,79% от ежедневного дохода среднестатистического жителя. А сам доход в усредненном варианте составляет 115,07$. Дороже, чем в США, но вполне пригодно для жизни без лишних подсчетов грошей до получки.

Между заправочными станциями  в Канаде  существует большая конкуренция. Самые известные компании (Шелл, Ессо и Петро Канада) готовы предоставить свой брэнд частным компаниям, заправки буквально «идут» к потребителю, на каждые десять тысяч человек работают более чем  3 заправки. С 2016 года  количество АЗС увеличилось на 15 единиц, что еще повысило конкурентные требования.

Для увеличения рыночной привлекательности компании используют самые разные средства: гибкую цену с разницей в 5-10% между днем и ночью, такую же, как в Штатах on-line карту. С мнением потребителя компании не только готовы считаться, но продумывают шаги навстречу на уровне стратегии развития отрасли.

Умеренный контроль. Выбор Бельгии

В ряде европейских стран цены на бензин высокие. Например, в Бельгии цена может достигать 1,5€ за литр. В этих странах работают механизмы амортизации рыночных колебаний в виде предельной цены, установленной Правительством. Как говорят специалисты, некоторое вмешательство в рынок при таком подходе происходит. Но на процессы конкуренции и другие жизненно важные рыночные механизмы влияния не оказывает. И экономическая ситуация страны эти теории подтверждает. В Бельгии высокий уровень жизни и доходов.

Дурной пример

В нефтедобывающих странах, например в Малайзии,  может использоваться система государственного регулирования заправочных цен. Цена в этом случае искусственно занижается. По мнению экономистов, подобная модель используется в государствах с невысоким уровнем экономического развития и там, где во внутренней политической жизни заложено нарушение прав человека. В этих случаях государство откупается от претензий граждан заниженными ценами на топливо.

Вряд ли зарубежный положительный опыт или даже опыт экономических  ошибок заинтересует тех, кто принимает топливные решения в России. Независимый топливный союз раскритиковал решение правительства по договору с нефтяниками, но не факт, что замечания по существу были услышаны. Логика и практика Госплана, о которой сказал Павел Баженов, будет направлена на затыкание дыры растущих цен и создаст еще серию проблем. Как говорится, ждем продолжения.

На сегодняшний день бензиновая  карта мира выглядит следующим образом. Запад едет в будущее со своей скоростью и стоимостью литров на расстояние, а мы изучаем ценник бензоколонки. И готовимся пойти по своему пути, который для нас избрала власть. В неопределенной длительности пешее путешествие.

Татьяна Терешина