В течении трех недель артековцы под руководством опытных экспертов,  архитекторов превратили эскизы и абстрактные модели в конкретные объекты. На территории Международного детского центра появилось 12 арт-объектов, разработанных с учетом территориальных особенностей и запросов самих жителей.

Навигация, информативное граффити, исторические модели и трансформируемые арт-объекты. Творческие разработки лаконично вписались в общественные пространства лагерей, тем самым подчеркнули тематическую уникальность каждого из направлений  Международного детского центра.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, Вячеслав Тимченко, отметил:

 «Детский лагерь «Артек» всегда являлся центром молодежного творчества и развития детей, открытой площадкой для выражения самых смелых творческих идей и обмена мнениями. В ходе реализации проекта «Городская среда – территория развития» около 3 тысяч молодых ребят из 85 субъектов Российской Федерации приняли в нем участие. Многие их идеи и проекты уже нашли реальное воплощение на территории российских городов и населенных пунктов».

Участники программы выступили в роли настоящих архитекторов-проектировщиков, прошли весь путь проектирования – от начальной идеи до готового объекта, своими руками возвели уникальный объект на территории  лагеря. В каждом лагере была создана «Архитектурная лаборатория».  Работы проводились в соответствии с разработанной методикой и технологией. Артековцы стали сопричастны к реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

Президент Центра Социально-экономических инициатив «Мое Отечество» и  руководитель программы, Сергей Кочнев,  отметил:

«Самым важным результатом программы, стало знакомство участников с технологией преобразования окружающего пространства вокруг себя. Имея в своем распоряжении самые простые и доступные средства, они научились разбираться в вопросах благоустройства и восполнения необходимых элементов с помощью подручных средств».

«Грамотная организация общественного пространства нового поколения обладает высочайшей социальной значимостью, архитектурная среда оказывает сильное эмоциональное воздействие на жителей. Наряду с другими факторами, именно это  способствует развитию патриотического чувства, любви к малой Родине. Это стимулирует творческую активность молодых людей, которые начинают чувствовать себя частью единого организма большого города», – отметила Ирина Бабакова, заместитель Главы Администрации по вопросам социальных коммуникаций и информационной политике.

Арт-объекты оценивала приемная комиссия, обращая особое внимание внимание на  актуальность, эффективность, технологичность, соответствие территориальным требованиям. В ее состав вошли: Вячеслав Тимченко – Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, Ольга Гришина советник генерального директора госкорпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ, Ольга Кириллова – Член Общественной палаты г. Москва, Татьяна Долгошеева начальник отдела непрерывного образования Института дополнительного профессионального образования ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Ирина Бабакова – Заместитель Главы Администрации по вопросам социальных коммуникаций и информационной политике, Ирина Дмитриева – Начальник управления по информационной политике и связям с общественностью г. Коломна, Сергей Кочнев – Президент Центра Социально-экономических инициатив «Мое Отечество», Павел Сонин – Руководитель молодежного объединения Союза московских архитекторов, руководитель образовательной программы «Территория развития.

Практическим результатом работы стали созданные архитектурные арт-объекты.

В Морском первый арт-объект возрождает традицию Артека кидать в море письма в закупоренных бутылках. В стилизованных волнах "плавают" бутылки, в которые каждый может положить письмо. И любой из следующей смены сможет поменять письмо незнакомца на своё. 

Второй объект – "Солнечные часы" с символикой "Артека" и "Морского". Они помогут артековцам организовать время и вписаться в плотный рабочий график, но при этом не требуют затрат электроэнергии и прочих ресурсов – «Солнечные часы д/л «Морской».

В лагере Озёрный представлен арт-объект – «Озёрный горд». Вода является магическим элементом многих легенд, а в Крыму – особенно. Поэтому данный арт-объект является связующим элементом между реальной жизнью и миром легенд. Помимо эстетической функции «Озёрный город» обозначает въезд в лагерь, а также данный объект будет являться точкой притяжения, а возможность достраивать город новыми домиками станет новой традицией лагеря.

В Лесном готовятся два арт-объекта от команды Wood-n-Art. Один из них представляет собой надпись из объёмных букв "ARTEKWOOD", расположенных рядом с Артек – ареной, главной сценой Артека. Роспись букв отражает историю Крыма и содержит копии картин художников, стихи поэтов и произведения писателей, побывавших в Крыму, а также кадры из фильмов, снятых здесь.

Второй объект выполнен совместно с РЖД, и это – Поезд будущего, созданный на основе рисунков детей. В этом проекте совместилось сразу несколько функций – селфи-зона, арт-стена, где каждый может оставить память о себе, и выставочная зона – для демонстраций работ победителей конкурсов рисунка.

В Полевом артековцы в составе команды СССР (Средства Современного Самовыражения России) создают целых три арт-объекта: систему навигации с картой лагеря, выполненную в виде перепелиного гнезда (отсылка к легенде о происхождении слова Артек), и указателями ко всем корпусам и значимым местам лагеря, также символ "огонь" Артека с историческими заметками-брошюрами, и поле из цветов – оригами с пожеланиями и посланиями друг другу.

В Речном представлены два арт-объекта: карта лагеря Речной и навигация по нему. Изучив территорию лагеря, команда артековцев и архитекторов определила, что в Речном тяжело ориентироваться между корпусами. Данный арт-объект поможет лучше освоиться на данной территории.

В лагере «Лазурный» появляется объект «Лукоморье». Цепь на дубе собирается всем лагерем. Каждый участник собирает, раскрашивает свое индивидуальное звено, оставляя частичку себя, скрепленной со всеми остальными. Дуб является мобильным объектом с возможностью частичной сборки и разборки. Новую цепь возможно собирать каждую смену, тем самым объединять ребят, создавать общее воспоминание и вовлекать детей в процесс создания. Шарики, расположенные как крона деревьев, в конце сезона (объект выставляется единоразово) отпускают, создавая своего рода небольшое шоу.

В лагере «Кипарисный» строится Арка желаний.  Арка состоит из домов, таких же уникальных, как и сами дети, находящиеся в «Артеке». Каждый фасад отражает архитектуру родного города (по возможности) или взгляд ребенка. Дома мобильные. Внутри дома установлены светильники. Из этих домов будет составлена арка, олицетворяющая приглашение в "Изумрудный город". Проходя через эту арку, можно загадать желание – тем самым, ввести новую традицию.

В Хрустальном главным арт-объектом стал корабль «космических пришельцев», поскольку лагерь с 70-х годов носит имя Юрия Гагарина, а также появилась космическая стена с рисунком дальних планет и диковинных растений, напоминая о том, что на территории лагеря издавна был сад Николая Гартвитса, первого директора Никитинского сада.

С 17 октября по 6 ноября 2018 года во всех 8 лагерях МДЦ «Артек» (2900 участников) была проведена Всероссийская образовательная программа «Территория развития – городская среда», направленная на обучение молодых граждан навыкам участия в развитии и благоустройстве общественных городских пространств.  В рамках программы молодые граждане – участники программы –  изучили историю строительства «Артека» и каждого лагеря в отдельности, провели анализ территории лагерей, изучили сильные и слабые стороны объектов благоустройства в лагерях, провели опросы среди своих сверстников, сделали предложения,  разработали  эскизы и создали  авторские модели  арт-объектов, имеющих практическое значение для каждого лагеря (навигация, карта расположения лагерей, солнечные часы, исторические объекты, связанные с историей Артека и традициями (пушкинские места, литературная история Гурзуфа и т.д.)). Каждый объект имеет содержание и сопричастность с территорией его расположения – это было основным условием и задачей, поставленной экспертами.

Навыки, полученные в ходе образовательной программы, участники впоследствии смогут применить у себя дома для развития общественных пространств, придомовых территорий в своём родном городе (поселке, районе и т.д).

Катерина Гаврюшина, Дмитрий Киселев