Согласно законопроекту, доходы города в 2019 году составят 2 326,6 млрд рублей, в 2020 году — 2 446,8 млрд рублей, в 2021 году — 2 586,1 млрд рублей. Из них около 13% процентов будет потрачено на образование, в том числе на строительство образовательных организаций в Новой Москве. В период с 2019 по 2021 год в ТиНАО будут построены 13 школ и 11 детских садов. Рассмотрим, насколько эффективно город расходует средства на образование.   

Московская система образования является лучшей в России и входит в десятку лучших в мире. Воспитанники столичных школ завоевали половину всех золотых медалей на Всероссийской олимпиаде школьников и принесли сборной России больше половины завоеванных наград на международных состязаниях. Опыт Москвы массово перенимают регионы, на столицу равняется Министерство просвещения, к новшествам столичной системы образования присматриваются на Западе и Востоке. Выставка «Город образования» в августе-сентябре этого года привлекла рекордные 133 тысячи человек со всего мира.

В чем же секрет успеха? В основу преобразований столичной системы образования, которые начались с приходом команды Сергея Собянина, лег принцип реализации равных возможностей.

«Во-первых, это выравнивание ресурсных возможностей всех школ. Во-вторых, это единые требования к управленческим командам школ. Конечно же, поощрение управленческих команд-лидеров, которые смогли стать лидерами при равных условиях. Расставание с командами-аутсайдерами, которые не воспользовались предоставленными им равными для всех возможностями», – поясняет руководитель департамента образования Исаак Калина (кстати, один из немногих московских министров, сохранивших свой пост после сентябрьских выборов мэра).

Финансирование московских школ не просто увеличили (впрочем, столица и при Лужкове не бедствовала), пересмотрели его формат. Деньги стали выделять на каждого обучаемого ребенка, был создан рейтинг школ, критерием успеха в котором стали результаты учеников. Директорам школ была создана мотивация для того, чтобы как можно лучше организовать процесс обучения. По схеме кнута и пряника. Школам из верхней части рейтинга полагаются гран

ты, к директорам из нижней – возникают вопросы. В итоге директора вынуждены создавать условия для мотивации учителей, а те в свою очередь для мотивации детей.

Расходы на образование составляют около 13% бюджета Москвы, то есть более 300 миллиардов рублей в год. И с каждым годом эта цифра растет. Средняя зарплата учителя к концу октября этого года достигла 105 тысяч рублей в месяц.   

«Произошло перераспределение бюджетных денег от школьных администраторов и нас, чиновников, к педагогам, работающим с детьми, что, конечно же, чрезвычайно важно. Во многом благодаря этому в столице все последние семь лет растут зарплаты учителей. Первые два года – в 2011-2012-м – они повышались в основном за счет увеличения финансирования городом отрасли примерно на 60%. А дальше школа стала сама достаточно экономически эффективной. Ее руководители, учителя понимают, что выделенных денег у них никто не отберет, но и лишнего по сравнению с другими не дадут. Значит, нужно экономнее и эффективнее работать самим. Что и делается», – говорит Исаак Калина.

По словам Калины, в 2010 году расходы на административно-управленческий аппарат составляли 20% фонда оплаты труда, а сейчас не превышают 4%. Средства вкладываются в детей – расходы бюджета на систему образования зависят от количества учеников, а не количества школ или учителей.

Результат налицо. Количество призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников в столице выросло с 278 человек в 2010 году до 906 в 2018 году, а количество школ, подготовивших призеров и победителей увеличилось с 74 до 227. Серьезно вырос средний балл по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Одним из следствий реализации принципа равных доступностей в школах столицы стало создание образовательных комплексов, в том числе путем объединения школ. Это позволило предоставить большему числу школьников доступ к самому современному оборудованию. Доступнее стало и предпрофессиональное образование. Больше не обязательно отдавать ребенка в специализированное училище: кадетские, медицинские, математические, инженерные и академические классы появились в обычных школах. Они позволяют ребенку не только убедиться в правильности выбора профессии, но и повышают его конкурентоспособность при поступлении в вуз.   

«Результаты московских школьников серьезно растут. Это имеет свое продолжение. Наши хорошо подготовленные, осознанно выбравшие обучение в вузе, выпускники инженерных, медицинских, кадетских, научных и всех других классов очень серьезно за последние годы подняли уровень многих московских вузов», – говорит Исаак Калина.

Слова главы департамента образования подтверждают и ректоры. Ректор РНИМУ им. Н.И. Пирогова Сергей Лукьянов связывает успехи москвичей с расширением спектра программ дополнительного образования, таких как создание предпрофессиональных классов, а также «Университетские субботы», «Центр технологической поддержки образования» и «Школа юного хирурга».

«Несомненно, одной из причин роста интереса москвичей мы считаем совместные с Департаментом образования Москвы профориентационные проекты, один из самых популярных “Университетские субботы”, чье пятилетие мы отмечаем в этом году, мероприятия Центра технологической поддержки образования и  Университетского округа Института Пушкина, а также разнообразные тематические выставки, Литературные гостиные в библиотеках Москвы», – отмечает ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.

Кроме того, укрупнение школ позволило увеличить число педагогов в параллели, что в свою очередь дало возможность создавать индивидуальные учебные планы, для ребят, которые посещают кружки и спортивные секции. А таковых насчитывается сегодня в Москве 120 тысяч. В них обучаются 992 тысячи детей. То есть около 90% столичных школьников получают дополнительное образование. При этом 78% кружков и секций работают на бесплатной основе. А ведь есть еще Центры технологической поддержки образования на базе вузов, которые ежегодно обучают 30 тысяч школьников. Есть детские технопарки, оборудованные по последнему слову техники.

Все эти блага становятся доступны, в том числе жителям Троицкого и Новомосковского округов (Новая Москва) в полном объеме. Строительство детских садов и школ не прекращается. В результате, современная система образования Москвы дает возможность ребенку реализовать себя в любом направлении – достаточно желания. И не важно, идет речь о покорении космоса, выпечке кондитерских изделий или карьере искусствоведа. Выпускники московских школ готовы к выбору любой профессии.