В среду, 31 октября, стало известно, что Минэнерго России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовили соглашение о сохранении цен на уровне июня 2018 года до конца текущего года.

Как заявил по итогам совещания с нефтяными компаниями вице-премьер по вопросам промышленности и энергетического комплекса Дмитрий Козак, независимые нефтеперерабатывающие заводы приняли на себя обязательства по поставкам на оптовый рынок моторного топлива в объемах и процентах, которые зафиксированы в соответствующем месяце 2017 года с учетом дополнительных 3% к поставкам. Это должно обеспечить рентабельность АЗС при сохранении июньских цен на топливо.

Козак и Медведев Фото: Zampolit.com

Отметим, что несколькими часами ранее на правительственном заседании премьер-министр Дмитрий Медведев адресовал к профильному министру вопрос с пристрастием. Дмитрий Козак отчитался перед главой Кабмина, сказав, что все документы для подписания “нефтяниками” уже подготовлены, но если нефтяные компании откажутся подписывать все эти соглашения, то придется пойти на крайние меры. Правительственным ультиматумом стали заградительные (повышенные) меры на экспорт нефти и нефтепродуктов, чтобы остановить цены на внутреннем рынке. В случае экстренности правительство может поднять ставку постоянной пошлины на нефтепродукты до 90%. Сейчас она составляет порядка 30%. Отметим, что полномочия на одностороннее повышение пошлин появились у Кабмина с 1 августа этого года, когда вступили в силу поправки в закон "О таможенном тарифе", подписанные президентом.

Несмотря на то, что нефтяные компании пошли на условия правительственной сделки, все равно решено было повысить, но на заниженный процент. Соглашение о сдерживании цен на бензин до конца года “нефтяники” подписали вчера вечером, а сегодня, 1 ноября, экспортная пошлина на российскую нефть была повышена на 10,5%. Теперь пошлина составляет $152 за тонну вместо $137,5 за тонну, действовавших в минувшем месяце, следует из данных Минэкономразвития. Но льготная ставка пошлины на нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения в связи с формулой расчета, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, осталась на нулевом уровне (обнулилась с 1 февраля 2015 года).

Тем не менее, считается, что “заморозка” цен на бензин в ближайшее время стабилизирует ситуацию и на оптовом, и на розничном сегментах рынка. Об это заявил профильный вице-премьер Дмитрий Козак, попутно сообщив, что Роспотребнадзору, Росстандарту и налоговым органам дано поручение усилить контроль за соблюдение действующего законодательства по поставкам топлива на независимые заправки.

В свою очередь, объединение независимых АЗС продолжают не поддерживать ручное регулирование цен на бензин в стране, идущее от правительства. На заседании с Дмитрием Козаком присутствовали представители всех крупнейших нефтегазовых компаний — «Роснефти», «Газпрома», «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Нефтегазхолдинга», принадлежащего экс-главе «Роснефти» Эдуарду Худайнатову, «Нового потока» и Иркутской нефтяной компании. Более мелких игроков рынка не позвали и не спросили. В это же день ПАО НК «Роснефть» в одном из своих официальных заявлений стала обвинять независимые АЗС в «раскачивании» ситуации на топливном рынке ради получения сверхприбылей и привилегий. Независимый топливный союз в ответ возмутился: стоило на этой неделе в Правительстве РФ прозвучать заявлениям о необходимости равных условий реализации нефтепродуктов как для подразделений и дочерних обществ ВИНК, так и независимых, и мы сразу получаем в ответ обвинения в желании «получения дополнительных льгот и извлечения сверхдохода».

Обидело владельцев независимых АЗС то, что заявление это делает государственная компания, которая “чаще остальных обращается к правительству с просьбой выделения астрономических сумм из бюджета для покрытия собственных нужд”. В своем официальном заявлении президент Независимого топливного союза Павел Баженов сказал, что рассматривает ПАО НК «Роснефть» в качестве потенциального союзника в общем деле реформирования отрасли, призывая к тесному симбиозу, что только способствовало бы качественному развитию отрасли.

По данным Независимого топливного союза, сегодня средняя маржинальность независимых АЗС на АИ-92 и АИ-95 составляет порядка 1,4 рубля на литр, а маржинальность дизельного топлива достигла отрицательных значений: -1,08 рублей на литр. В ряде регионов отрицательных значений достигает маржинальность по всем видам топлива. Ранее мы говорили, что преимущественно это дальневосточные регионы.

Новак Фото: Ecnovosti.ru

Между тем, глава Минэнерго Александр Новак по итогам встречи с нефтяными компаниями и подписанием соглашения заявил, что “достигнутые договорённости позволят обеспечивать необходимую маржу для АЗС, в том числе, за счёт поставок нефтепродуктов с оптового рынка”.

Отметим, что это уже вторая за последний год попытка российских властей “заморозить” прогрессирующие цены на бензин и другое топливо. Аналогичная мера была предпринята в середине года, когда было принято решение о сохранении розничного тарифа на уровне цен 30 мая. Эффект от данной меры был краткосрочным, потому что цены начали расти уже в сентябре. Вторая “заморозка” цен аналогичным образом не решает проблемы, а только дает отсрочку. В стране достаточное количество независимых НПЗ, которые зачастую работают с частными АЗС. И эта цепочка уже вынуждена работать по рыночным условиям, хоть и ориентируется на требования регуляторов и на ценовой демпинг со стороны корпораций. В сентябре рост оптовых цен на бирже составил около 6%. Некоторые аналитики прогнозируют, что в следующем году автовладельцы могут оказаться в ситуации, когда им придется платить до 80 рублей за литр бензина.

Фото: fednews.ru

Мнение о том, почему правительство пытается искусственными способами сдерживать цены на топливо, мы сформулировали ранее. Пока можно сказать одно, что до конца года резкого скачка ценников на бензоколонках не ожидается.

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru

Facebook: @gosrf

Одноклассники: @gosrf