После своей инаугурации президент России Владимир Путин в мае месяце подписал очередной указ, требующий от министерств и регионов напряжения всех сил, чтобы совершить обещанное народу.

В документе, который называется «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», отмечены стратегические задачи, которые укладываются в рамки 12 национальных проектов, на которые в четвертый президентский срок Путина правительство планирует потратить 14,8 трлн рублей, из которых 3,1 трлн рублей пойдет на развитие дорожных сетей.

Правда, хорошие дороги к 2024 году в целом стоят вдвое дороже, чем планирует выделить из федерального бюджета правительство — 6,8 трлн рублей. Теперь норматив по строительству дорог должны будут выполнить регионы, которые тоже рублем включатся в этот процесс ускоренного развития инфраструктуры.

Ускоренные темпы совершенствования дорог в стране требуют от всех регионов один триллион рублей, который субъектов федерации должны вложить в свои дороги до 2024 года. Это значит, что к следующим выборам президента должен быть достигнут показатель в 50% дорог в нормативном состоянии. Сейчас доля дорожных сетей,отвечающих требованиям, в стране составляет 43%. Чтобы вывести страну к намеченной целе, нужно построить около 40 тыс. километров дорог, по оценкам Минэкономразвития.

Губернаторы и экономическое чудо

Только 29 регионов могут похвастать тем, что доля качественных дорог превышает искомые 50%. Остальные губернаторы вынуждены изворачиваться таким образом, чтобы перераспределить бюджетные расходы в регионе оптимально. У некоторых территориальных глав просто нет выбора.

Это стало понятно во время общения с губернаторами в рамках XVII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России», который 22-23 октября проходил в Санкт-Петербурге.

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин Фото: Ъ

И в выступлениях губернаторов на пленарном заседании, и в момент общения с журналистами на пресс-подходах и в кулуарах форума, лейтмотивом звучала некая обреченность их положения. Стоят грандиозные задачи, которые они не могут не выполнить, но часть из них применительно к конкретно их региону просто выполнить невозможно. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин говорил о том, что никакой дискуссии о том, может или не может региональная власть выполнить “майский указ” президента просто быть не может.

Безусловно, мы должны выполнить этот майский указ. И здесь дискуссии быть не может. Вопрос денег для регионов не праздный, тем более, когда речь идет о таких дотационных регионах, как Новгородская область. У нас примерно сумма, равная половине городского бюджета, это наша, так называемая, скрытая задолженность. Это дороги и медицинские учреждения. Существует определенный объем обязательств, которые существуют уже лет 20, и их надо выполнить, прежде чем обеспечивать рост развитию.

— Андрей Никитин, губернатор Новгородской области

И в таком контексте у региона возникает вопрос: откуда взять эти деньги, чтобы потратить их на развитие дорог? Никитин, в частности, предложил внедрить инструмент запрета дополнительных расходов региональных бюджетов. Возможно, имело бы смысл ввести отдельное правило, чтобы все ведомственные акты согласовывались через Минфин. По мнению губернатора Новгородской области, ведение документации в этом году съело порядка 1% расходов регионального бюджета, это очень даже много. Управленец также признал, что многие заявленные в новом президентском указе задачи мало того, что находятся в стадии обсуждения, но по ним нет четкого понимания, что делать. Важно завершить обсуждение и понять, что именно нужно от регионов и что для этого следует делать.

 Губернатор Архангельской области Игорь Орлов Фото: Myarh.ru

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов оказался еще более откровеннее, честно заявив, что целый ряд задач, которые поставил президент в своем указе, его регион просто не в состоянии выполнить. Касаемо развития дорожных сетей, управленец сказал, что достичь заявленного показателя в 50% качественный дорог в его регионе просто невозможно. И когда все остальные регионы должны будут строить дороги в течение этих шести лет на 8% активнее, перед Архангельской областью стоит норма в 18%. Как прокомментировал Игорь Орлов корреспонденту “Регионов России”, “уровень напряжения в этом направлении будет существенно выше”.   

Ощущение, что диалог между центром и регионами требует постоянного совершенствования, присутствует на протяжении всех семи лет, пока я возглавляю регион. Здесь есть еще один уровень власти, который в реализации майского указа должен участвовать, — это муниципалитет. Я понимаю, что целый ряд задач, которые поставил президент в своем указе, мы просто не в состоянии выполнить. Это очень важный диалог, и нам искренне его не хватает на всех уровнях. В 2016 году мы вместе со всеми начали работать над стратегией, и вот буквально недавно  мы вынесли окончательный вариант стратегии развития региона на общественное обсуждения.  По дорогам одно из самых выверенных и просчитанных решений. У нас своя сеть дорожная, где только 14% соответствуют требованиям нормы.

— Игорь Орлов, губернатор Архангельской области

Министерство идет навстречу

Сложную задачку по дорогам задал президент Владимир Путин не только губернаторам, но и министерствам. Минэкономразвитию удалось уложиться в дедлайн и до 1 октября представить первоначальный проект комплексного плана развития магистральной инфраструктуры.

Максим Орешкин, глава Минэкономразвития

В текущую версию плана внесено 690 объектов. Свои заявки предлагали как федеральные ведомства (Минэнерго, Минвостокразвития, Росавиация), так и власти 31 российского региона. Проект магистральной инфраструктуры должен соотноситься с целями, задачами и приоритетами, которые зафиксированы в Стратегии пространственного развития. Считается, что полностью стратегия будет готова только к концу года.

Тем не менее, министерства и регионы вынуждены решать все на перепутье, потому что нужно предусмотреть финансирование. И если с расходами федерального бюджета все понятно, то региональным властям приходится кроить расходные статьи так, чтобы и “майский указ” реализовать и плановые мероприятия завершить. Как заявил в своем выступлении на форуме стратегов в Санкт-Петербурге первый заместитель Министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов, уже сейчас понятно, что не все субъекты РФ могут достичь необходимого показателя.

Например, в республике Якутия доля региональных дорог, не соответствующих требованию, составляет ровно 17 тыс километров. Физически за 6 лет сделать такой объем работы нельзя. По таким регионам Минтранс ввел некое искусственное ограничение в 300 км в год, исходя из опыта работы дорожных работ.

Потому что мы понимаем, что для этих субъектов федерации сделать больше просто невозможно. На сегодняшний день доля дорог региональной сети, отвечающей требованиям, равно 43%. Это 220 тыс километров. Лучшая ситуация сложилась в 29 субъектах страны, где доля качественных дорог превышает 50%. К 2024 году общая доля составит 51% и будет увеличена практически на 35 тыс километров. Это все, что мы можем сделать.

—Иннокентий Алафинов, первый заместитель Министра транспорта РФ          

Также стало понятно по дорожному вопросу в Архангельской области. Губернатор Игорь Орлов рассказал, что ему пришлось очень внимательно обсуждать тему развития дорожной инфраструктуры с Минтрансом, пока чиновники не пришли к общему пониманию, что достичь показателя в 50% качественных дорог этот регион может только в фантазиях. Оценив возможности архангельских карьеров, строителей со стороны дорожной сети, стало понятно, что увеличить объем качественных дорог по силам еще на 18%. Таким образом, 32% дорог в Архангельской области будет соответствовать нормативам к 2024 году.

Александр Беглов Фото: Форум Стратегов

Этот компромисс чиновников министерства и региональных управленцев стал своеобразным подтверждение слов врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, который сказал, что решить поставленные задачи можно только благодаря совместной работе и постоянному диалогу.

В наших руках самое главное – улучшение качества жизни людей и стремление к будущему, о котором говорит президент. Только от совместной слаженной работы федерального центра, регионов, местного управления, законодательной власти можно достичь успехов.      

—Александр Беглов, врио губернатора Санкт-Петербурга

Понятно, что дорогами в стране нужно заниматься. Но насколько ударными темпами стоит решать назревшую давно проблему? Пока поведение федеральной власти напоминает на проснувшуюся от спячки медведя. Президент дал задачу правительству сделать сразу за один политический цикл сделать все то, что раньше не успели или просто не хотели. Окупится ли эта “стройка века”, эффективно ли будут распределены ресурсы? Пусть за установленные 6 лет удастся построить дороги, но можно ли будет получить макроэкономический эффект от них в этот плановый период. И в конце концов, получится ли это реализовать в условиях нового мирового экономического кризиса, который прогнозируют на 2021-2022 гг.?

Пока возникает больше вопросов, чем ответов. Но мы остаемся следить за ситуацией. И если у вас есть свои мысли по этому поводу, то пишите нам по указанным ниже адресам.

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru

Facebook: @gosrf

Одноклассники: @gosrf