Цены на бензин опять продолжают расти. По данным Росстата, за сентябрь цены производителей на бензин в России выросли на 10%. С начала года рост составил порядка 26,1%. Если сравнивать среднюю цену литра бензина в сентябре 2018 года с прошлогодним периодом, то каждая заправка автомобильного бака стала в России на 5 рублей дороже: с 38,29 рублей выросла до 43,29 рублей.

 

Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства уже начал пугать “нефтяников” введением заградительных (повышенных) пошлин на вывоз нефти и нефтепродуктов, чтобы остановить рост цен на бензин на внутреннем рынке. В этот же день, 29 октября, вице-премьер по вопросам промышленности и энергетики Дмитрий Козак провел совещание в Санкт-Петербурге с крупными нефтекомпаниями, где начал говорить про “альтруизм” и “удержание цен на розничном рынке”.

Фото: Газета.ру

В частности, Козак посоветовал крупным поставщикам продавать нефтепродукты другим предприятиям по таким же лояльным ценам, как это происходит для “дочек”, чтобы не привести к резкому росту цен на бензин. Иначе придется повышать пошлины. Сейчас пошлина на экспорт топлива составляет 30% от ставки, правительство может поднять ее до 90%. Полномочия на экстренное повышение пошлин появились у Кабмина с 1 августа этого года, когда вступили в силу поправки в закон "О таможенном тарифе", подписанные президентом.

Фото: Живой Журнал

Вопрос с ценами на бензин – больная тема для россиян. В прошлом году цены на бензин выросли на 7,3%, превысив официальную инфляцию почти в 3 раза. В этом году за период с 14 по 21 мая они выросли почти на 2%. За первые 3 недели мая они выросли почти на 4%, а если взять пять месяцев этого года, то рост составил 5,3%. 

Такие разные нефтяные компании

Нефтяные компании не горят желанием проявлять альтруизм на рынке в ущерб своей прибыли. “Нефтяники” все на том же правительственном заседании наоборот сообщили о необходимости поднять цены на топливо на 4–5 рублей за литр.

Фото: Блогспот

Нефтяники недополучают доходы на внутреннем рынке в переработке, но в 2018 году они заработали 1,5 триллионов рублей девальвационной прибыли в добыче. Но эти деньги они считают уже своими и не хотят часть из них направлять на субсидирование цен на бензин в России. В принципе, сверхприбыли на внешнем рынке позволяют держать цены на переработку для внутреннего рынка, поэтому у крупных нефтяных компаний еще сохраняются аргументы правительству, чтобы остановить запущенный процесс повышения пошлин.

Напомним, что в середине этого года возникла аховая ситуация с ценами на бензин в стране. Еще в середине апреля цены на бензин в стране превысили 40 рублей.

Цены на топливо резко росли вплоть до конца мая, пока правительство не договорилось с крупными компаниями о заморозке розничного тарифа на уровне цен 30 мая. Все бы ничего, только проблему это не решило. Это позволило замедлить рост розничных цен на автозаправках, но не остановило его. Потому что на рынке остались независимые компании, которым нужно еще было умудриться выжить в ситуации, когда благодаря политическим решениям оптовые цены стали выше розничных.

По оценкам Независимого топливного союза, только в мае 2018 года потери независимого сектора АЗС составили порядка 12 млрд рублей. В этот период практически во всех регионах России независимые АЗС терпели прямой убыток от реализации, а в случае повышения цен относительно заправок вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) испытывали серьезный отток клиентов, до 40% клиентской базы. Собранные на совещании по инициативе Независимого топливного союза владельцы независимых АЗС 18 октября заявляли, что ситуация на российском топливном рынке остается тяжелой. Правительственные меры только временно стабилизировали ситуацию. В настоящий момент средняя маржа по России на дизельное топливо составляет 1,68 руб. с литра, на АИ-92 — 2,78 рублей с литра, а на АИ-95 — 2,62 рубля с литра, сообщает Независимый топливный союз. При этом в Иркутской области и на Дальнем Востоке топливом торгуют сейчас в убыток.

Правительство настроено на экспорт     

Понятно, что нефтекомпании не просто так начали в последний момент говорить о росте цен на бензин. Объективная причина кроется в решении правительства провести налоговый маневр для “нефтяников”.

С 1 января 2019 года акцизы на бензин и дизтопливо увеличатся в 1,5 раза — до 12,314 тыс. и 8,541 тыс. рублей за 1 тонну соответственно. Ставка НДС при этом вырастет с 18% до 20%. Чиновники успокаивают, что к повышению цен на бензин это не приведет и готовы на заседаниях призывать монополистов рынка к альтруизму. Но независимые владельцы заправок совсем далеки от оптимизма правительственных чиновников.

Независимый топливный союз и другие отраслевые ассоциации прогнозируют, что налоговый маневр наряду с повышением НДС до 20% и увеличением акцизов на бензин и дизельное топливо неизбежно приведет к росту оптовых и розничных цен. Более того, продления режима «заморозки» цен или перехода к сценарию роста по принципу «инфляция минус», показывают, что следует ожидать отрицательной маржи уже не только на Дальнем Востоке, а по всей стране. В таких условиях ликвидация даже 30% независимых АЗС приведет к выраженному дефициту пропускных мощностей на оставшихся заправках в национальном масштабе. Если же банкротства и закрытие АЗС в розничном сегменте приобретут больший масштаб, владельцы заправок ожидают многокилометровые очереди на АЗС по всей стране при ценах на бензин более 80 рублей за литр (!).     

    

Запланированный правительством налоговый маневр увеличивает привлекательность экспортной альтернативы в ущерб интересам россиян. Разговоры о том, что правительство не может контролировать цены на бензин, не работают, когда мы говорим о среднесрочной перспективе. Потому что к выборам президента цена на бензин намеренно сохранялась низкой. Уровень цен на топливо сдерживали под выборы, даже точнее под инаугурацию президента, потому что до 7 мая они выросли только на 1,5%. Основной рост обозначился потом, приблизившись к 5,3%.

Если посмотреть на все эти цифры объективным взглядом, то возникает один вопрос: зачем российское правительство так нацелено на экспорт? Ответ на этот вопрос дал экономист Михаил Делягин, который видит в этом лишь один смысл — закрепление положения России в качестве сырьевого придатка Запада, а теперь уже и Востока со всяческим затруднением собственного развития страны. Такая формулировка деятельности правительства выглядит крайне пугающе, но имеет под собой логику.

Сначала правительство заявляет, что для исполнения грандиозных новых майских указов президента ему необходимо дополнительно собрать 8 трлн рублей. Из этих денег как раз 1 трлн рублей должен российский парламент получить от налогового маневра в отношении нефтяников. Кабмин повышает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), частично компенсируя его отменой экспортных пошлин. Нефтяные компании стонут, потому что для большинства компаний налог повышается больше, чем та сумма, на которую снижается экспортная пошлина, что естественно. Но до их интересов государству дела нет.

С одной стороны, эта мера повышает цену нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке России, подтягивая их к мировому уровню, а с другой стороны, — предельно упрощает экспорт. И происходит стимулирование экспорта нефтепродуктов, но в первую очередь, сырой нефти при минимизации потребления ценного сырья внутри страны. Рост налогов на внутреннем рынке ведет к тому, что цена на бензин будет и дальше уверенно расти вплоть до недоступности для основной массы российских потребителей. Но до них правительству тоже дела как такового нет. Все заканчивается на уровне успокоительных заявлений чиновников и обещанием приструнить “плохие” нефтяные компании, которые не занимаются альтруизмом.

И ситуация выглядит удручающе, потому что у россиян пять лет подряд не растут реальные доходы, а чиновники и крупные нефтяные компании видят только сопоставление цен на бензин в мировом разрезе. Конечно, если перевести цены на бензин в Германии в российскую валюту, то получится 108,48 рублей за литр. Но если сравнить доходы, то для жителей России такая пропорция выглядит грустно. В 2018 году средняя зарплата гражданина ФРГ на начало года составила 2 200 евро, т.е. почти 164 тыс. рублей в месяц. В год среднестатистический немец зарабатывает 28 000 евро или 2,08 млн рублей. Теперь сравните эти цифры с доходом среднестатистического россиянина в ежемесячные 36 тыс рублей. Причем здесь, мы не учитываем все налоговые вычеты, а в случае с немцем у нас речь шла о чистом доходе. Понимаете, реальные доходы в Германии в 4 раза превышают доходы граждан в России, поэтому тот факт, что бензин в ФРГ стоит в 2,5 раза дороже, чем в России, выглядит очень нормально для немцев, но не совсем справедливо по отношению к россиянам. И так по всей Европе, где бензин последние две недели в среднем стоит стабильно 1,32 евро или 98,98 рублей.

Самое удивительное, что по некоторым прогнозам аналитиков Россия может выйти к цене в 100 рублей за литр бензина к апрелю 2019 года. Колоссального роста доходов, конечно, никто не обещает в этот период.

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru

Facebook: @gosrf

Одноклассники: @gosrf