Путин готов ночами отчитывать правительство и губернаторов, чтобы совершить прорыв в экономике

Президент России Владимир Путин всерьез озаботился стратегическим развитием страны. Чтобы решить возникшие вопросы по национальным проектам глава государства решил перейти на режим работы Сталина. В 21:00 по мск в Кремле началось Заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, где председательствовал лидер страны. Разбор готовности министерств к движения по запланированным рельсам развития шел на протяжении полутора часов и завершился приблизительно в 22:30 по мск. Поэтому брошенное президентом в адрес собравшихся “не засыпаем на ходу” было актуально как в сложившейся политической ситуации, так и в зале Кремля. Путин, вероятно, обеспокоен исполнением своих новых майских указов так, что готов либо круглыми сутками работать сам, либо заставлять озадаченных министров работать на износ, чтобы свершить политическое чудо.

Политическое чудо как директива   

В своем выступлении Владимир Путин перед собравшимися членами Совета по стратегическому развитию и нацпроектам заявил, что в предстоящие годы стоит задача совершить настоящий настоящий прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере.

Президент и сам признал, что это исторические задачи, но отказываться от шестилетних сроков реализации национальных целей он не собирается.

Бюджет должен быть приведен в соответствие с паспортами нацпроектов. Там, где есть над чем работать, надо это доделывать. Я понимаю, что не все сразу, все должно быть поэтапно step by step. Что-то можно и нужно сейчас, с чем нельзя затягивать. Что-то должно созреть и требует проработки, но ни в коем случае не нужно идти по пути бесконечной сдвижки вправо. Иначе мы никогда не достигнем результата в нужное время. Это не тот случай. У нас нет возможности сдвигать все вправо. Надо внимательно на это посмотреть, я прошу с этим разобраться.

— Владимир Путин, президент России

Из этой цитаты, которой президент резюмировал ночное стратегическое заседание не совсем понятно, что Путин имеет от под движением вправо. Если речь идет об идеологической составляющей, то приоритетными для главы государства становятся, вероятно, левые взгляды о стимулировании рынка, привлечении инвесторов и поддержке бизнеса всех уровней. Социалка, характерная для правых взглядов, может быть отодвинута на периферию второстепенных задач ближайших шести лет. Но, возможно, политики в этой фразе искать не стоит, а речь просто о временной линии. Может президент имел в виду то, что поставленные национальные задачи не могут быть перенесены вправо, т.е. вперед в будущее, за пределы 2024 года. Уложиться нужно именно в этот президентский срок.

Что стало понятно из выступления президента, так это разделение ответственности за реализацию национальных проектов между государством в виде правительства и регионами в лице полпредов и губернаторов. Если федеральная власть будет реализовывать национальные цели в инфраструктуре, технологиях, науке и экономике, а региональным главам придется решать задачи в области образования, здравоохранения, повышения доступности жилья, улучшении экологической ситуации, а также поддержка деловой активности, обеспечивать рост производительности труда. Таким образом, все заявленные президентом “позитивные изменения в жизни каждого человека, каждый российской семьи” лягут на плечи губернаторов, республиканских и краевых глав. И с таким распределением полномочий у территориальных руководителей будет один выбор: либо принять вызов и прийти к директивным показателям, либо уйти.

Озадаченные министры

Счетная палата РФ подсчитала, что всего по паспортам 12 национальных проектов, сформулированных с подачи президента, до 2024 года предполагается потратить 27,9 трлн рублей, из которых только 14,8 трлн – федеральная часть. Соответственно, на бюджеты регионов ложиться 4,4 трлн рублей. Остальное большей частью составят внебюджетные источники.

Выступая на заседании в Кремле глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что план бюджета Минфина не способствует реализации национальных проектов в социальной сфере. 

Очень важно поговорить о финансовом обеспечении. Если мы проанализируем сколько в процентах к ВВП запланировано на финансирование образования, здравоохранения, инфраструктуры и др., то на всем протяжении примерно шести лет расходы на эти направления не изменятся. То есть старая структура расходов федерального бюджета и консолидированного сохранится. В реальных выражениях финансирование, конечно, увеличится в силу роста экономики, но в процентах ВВП структура всей бюджетной системы останется в таком же объеме. Это создает сомнения, что мы добьемся прорыва по этим направлениям.

— Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты РФ

По итогу заседания президент поручил нынешнему министру финансов Антону Силуанову привести бюджет в соответствии с паспортами нацпроектов. Еще одна тема, которую незадолго поднял Алексей Кудрин, осталась за пределами вчерашнего заседания в Кремле. Это непроработанность большей части кейсов национальных проектов и программ.

На пленарных заседаниях XVII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» бывший министр финансов Алексей Кудрин говорил, что у 65% всех обозначенных в нацпроектах и нацпрограммах показателях итоговые цифры требуют расчета из-за отсутствия методики. Дело в том, что по некоторым показателям единый алгоритм подсчетов запланирован на 2020 год, и есть даже случай, когда конкретизация способов достижения поставленных задач появится не раньше 2021 года.

Большинство методик будет предложено утвердить в четвертом квартале следующего года, может там будет и ускорение какое-то достигнуто. Некоторые методики по некоторым показателям запланированы на 2020 году и есть даже случай в 2021 году. Тем самым мы до конца следующего года не сможем увидеть все методики. Все равно они появятся, но это на сегодня является вопросом управляемости и мониторинга достижения этих целей. Второй момент, у нас больше ста стратегических документов на федеральном уровне. Будут ли они  пересмотрены, потому что тут поменялись цели, изменились темпы достижения этих показателей. На уровне субъектов РФ таких документов около двух тысяч.

— Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты РФ      

Не выступающий на заседании в Кремле министр экономического развития Максим Орешкин высказал свое мнение по недоработкам паспортов нацпроектов на вышеупомянутом форуме стратегов, который проходил с 22 по 23 октября в Санкт-Петербурге. Министр назвал эти стратегические проекты живыми документами, которые будут дорабатываться и совершенствоваться постоянно.

В целом национальные проекты — это живые документы. То, что принимается сейчас, будет меняться: эффективные механизмы будут усиливаться. Сейчас в данный момент мы делаем экономическую модель. По каждому этому элементу будут сверены показатели. Раз в полгода будет проводиться анализ, первый будет сделан в марте-апреле следующего года. Тогда будет понятно, идем ли мы по этим траекториям как в целом по показателям, так и отдельно. Дополнительным элементом будет описание рисков в достижении этих поставленных целей. И сделано это будет так, чтобы риски принимались на ранних этапах. Национальный проект – это инструмент, и если его неправильно формировать в самом начале, то можно, выполнив все учтенные элементы, национальной цели так и не достигнуть. Поэтому очень важный процесс сейчас идет координации того, что делается в нацпроекте, как это влияет на цели развития и помогает/не помогает ее достигать. 

             — Максим Орешкин, министр экономического развития РФ

Без хаоса

Как отметил на XVII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России» министр экономического развития Максим Орешкин, в последние месяцы сейчас очень много внимания будет уделено национальным проектам.

До конца этого года по каждой цели развития будет подготовлен план достижения. Новый президентский указ предусматривает только те тезисы того, что нужно сделать  2024 году. Но если говорить о национальных целях развития, то вопрос о персональной ответственности уже становится слаженнее, отмечает министр. Цели развития комплексные и одним министерством этих задач решить невозможно, подчеркнул Максим Орешкин.

У нас за каждую национальную цель развития был назначен вице-премьер, чья роль как раз и заключается в координации деятельности министерств. Здесь главное не допустить хаоса и размытия ответственности. Поэтому последние полгода мы очень активно работаем над тем, чтобы эту ситуацию максимально упростить. План по достижения национальной цели – это скорее план контроля ключевых показателей с персональной ответственностью. Персональная ответственность – это очень важно, потому что, если посмотреть как мы работали в пройденном цикле, то у нас были отдельные показатели, которые непонятно было с кого спрашивать. И правительство там не определяло срока, за который мы должны дойти до этого показателя. Сейчас это делается все на ранней стадии и в дальнейшем с этим работать будет проще.

— Максим Орешкин, министр экономического развития РФ

В целом же Кудрин положительно отнесся к закреплению национальных целей за каждым вице-премьером, но подчеркнул, что все равно структура управления целей у нас получается достаточно громоздкая.

У нас получается один нацпроект будет исполняться через 6 госпрограмм, а, например, иногда одна госпрограмма будет исполнять 6 нацпроектов. И в каждой госпрограмме свой руководитель и ответственный. Он должен будет исполнять мероприятия сразу нескольких нацпроектов, что будет размывать его персональную ответственность.

Все эти нацпланы будут реализовываться через госпрограммы, которые являются структурным звеном бюджетной системы. Госпрограммы будут включать федеральные проекты, которые будут прямо коррелировать с нацпроектами через дополнительные федеральные программы, их около 70. Приоритетные проекты, существовавшие до сих пор, прекращают свое действие, погружаются в федеральные проекты, видимо. Но по ним итоги, кстати, не подведены, они поглотятся и мы про них, по всей видимости, забудем. Тем не менее, вот эта система достаточно сложная.

— Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты РФ  

Складывается полнейшее ощущение, что эти грандиозные национальные цели и программы стали для правительства просто громом среди ясного неба. Таких олимпийских задач в сжатый политический цикл четвертого президентства Путина никто не ожидал. Возникает вопрос, а чем правительство занималось раньше? В условиях только подготовительной стадии к началу шестилетней реализации амбициозных задач состояние министры и губернаторы находятся в когнитивном диссонансе. Именно им придется прорабатывать план дальнейших действий, чтобы достичь олимпийских результатов. И в этой ситуации актуальным становится вопрос выбора приоритетов.

Главное —  всегда контролировать верхние цели, считает министр экономического развития страны. Чтобы не было написано в национальных проектах, если они исполнены, значит все хорошо. Страшно наоборот: когда все показатели, записанные в нацстратегии исполнены, но национальная цель развития не достигнута, то этого надо избегать. Все, что касается отдельных целей в нацпроектах — это всего лишь мониторинг эффективности или неэффективности тех инструментов, которые как раз направлены на развитие национальных целей.

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru

Facebook: @gosrf

Одноклассники: @gosrf