Фото: Newsrussia.today

 

Накануне премьер-министр Дмитрий Медведев опубликовал статью со стратегией социально-экономического развития до 2024 года. С полным текстом этого документа можно ознакомиться на сайте Кабмина. Мы же приведем только самые важные выдержки из материала, который представляет из себя пространные рассуждения и обещания о грядущем прекрасном будущем.

 

Председатель российского парламента заявляет национальную цель на ближайшие шесть лет президентства Владимира Путина. И это не сокращение уровня бедности, увеличение реальных доходов населения, повышение продолжительности жизни, развитие здравоохранения и другие цели, которые были бы органично восприняты в социальном государстве, где жизнь человека внутри страны дороже абстрактного места в мировом рейтинге.

 

Нет, нашей национальной целью на четвертый президентский срок Владимира Путина и второе правительство Дмитрия Медведева стало “вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира на основе обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне не более 4%”. По крайне мере, именно это проходит лейтмотивом через всю статью, а в заключении утверждается, что вхождение в число пяти крупнейших экономик мира является “механизмом обеспечения роста благосостояния и качества жизни россиян”.

 

По итогам 2017 года Россия заняла 11-е место в экономическом рейтинге стран, увеличив объем ВВП с $1,28 трлн до $1,58 трлн в течение года. Цель попасть в топ-5 рейтинга экономически-развитых стран звучит очень странно не только из-за отсутствия как-таковой динамики: понимаю, ставить цель перейти с 6-7-го места на 5-ое. Просто мы за год смогли подняться только на одну строчку.

 

И сомнения вызывает, что ВВП удасться увеличить настолько, чтобы добраться до священной “пятерки”. Но эта цель еще и противоречит предыдущим действиям правительства. Непонятно, зачем при такой национальной задачи, пусть и сугубо государственной, было нужно повышать НДС до 20%, если экономисты подсчитали, что ежегодно это повышение будет “съедать” по 1% от роста ВВП. В своей программной статье премьер объясняет такое решение правительства максимально кратенько: “это необходимый шаг для достижения целей, заложенных в майском (2018 г.) Указе Президента”. Тем не менее, ясности это не добавляет.

 

Зато Россия по итогам 2016 года уже попала в топ-5 рейтинга стран мира с крупнейшей теневой экономикой. По данным исследования международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), посвященному оценке и прогнозу развития глобальной теневой экономики, уже два года назад показатель теневой экономики в нашей стране был на 84% выше, чем в среднем по миру. Ее объем два года назад составлял 33,6 трлн рублей, или 39% от ВВП страны в 2016 году.

 

И теперь одной из главных задач нашего правительства становится введение специального налогового режима для самозанятых, не имеющих статуса предпринимателя. Конечно, много ума не надо, чтобы продолжать трясти налоги с населения, у которого доходы четвертый год подряд только падают. И это проще, чем выяснять, а почему такой большой сектор экономики уходит в тень, не связано ли это с “драконовскими” налогами.

 

Перед публикацией программной статьи премьера, журналисты и общественность в целом надеялись, что центральное внимание в ней будет отведено пенсионной реформе. Однако из 27 страниц текста оправданиям повышению пенсионного возраста премьер посвятил только две.

 

Фото: Youtube.com

 

Объясняется все старением населения, характерным для всех развитых стран, к коим, несмотря на низкие экономические и социальные показатели, правительство Медведева упорно продолжает относить Россию. Выглядит это так: мой богатый и счастливый сосед решил, что надо работать дольше, мы повторим за ним, чтобы быть больше похожими на таких же счастливых и состоятельных.

 

В России действует солидарная пенсионная система, где размер пенсий зависит в

первую очередь от демографических факторов, которые определяют соотношение численности плательщиков, взносов и получателей пенсий. С момента, когда наша пенсионная система только формировалась, это соотношение радикально изменилось: в 1939 году доля лиц старше общеустановленного пенсионного возраста (мужчины 60+, женщины 55+) составляла 8,6%, в 2002 году — уже 20,5%, в 2018 году — 25,4%, а к началу 2036 года она возрастет до 30%. Если на начало 2018 года на тысячу лиц трудоспособного возраста приходилось около 450 пенсионеров, то к началу 2036 году их число вырастет примерно до 550, утверждает правительственная статистика.

 

Никто не спорит, что пенсионная система нуждается в изменениях, но правительство рассматривало только самые непопулярные изменения, направленные именно на простое население. Повышение уровня тарифов отчислений в пенсионную систему, снижение реального уровня пенсий и изменение возрастной границы. Из трех зол правительство выбрало меньшее, почему-то даже не рассматривая идею пересчета ведомственных пенсий, пожизненное содержание чиновников, силовиков, судей.

 

Почему-то от свои пенсии в 80 тыс рублей федеральные депутаты, пользующиеся еще особенными привилегиями, решили не сокращать. Отказались от совершенствования этой “перекрестки”, при которой сколько бы россияне не работали, постоянно “набухающий” чиновничий аппарат просто невозможно прокормить.

 

Зато откровенно премьер признал, что с повышением пенсионного возраста в стране государство сможет решить сразу две проблемы — сократить дефицит рабочей силы и минимизировать риски возможной безработицы. Конечно, с такими социальными гарантиями, мы будем иметь больше пожилых россиян, убирающих посуду в сети быстрого питания, чем сегодня.

 

Особенно звучит пассаж про преодоление бедности. Из тезиса об адресности социальной помощи и поддержки только тех, кто сам себе помочь не может, можем прогнозировать, что социальные гарантии будут только сокращаться, пока не останется одно пособие по бедности. И в таком случае хочется ошибаться, как никогда, потому что ни о каком росте уровня жизни даже не стоит в таком случае и говорить.

 

За все годы премьерства Медведева реальные доходы россиян росли только в 2012-2013 гг., а с 2014 года этот показатель только падал. Сейчас в лучшем случае рост будет около нуля, прогнозируют экономисты, а в 2019 году страну ждет очередное падение. Уровень бедности в 2012 году был на минимальном уровне – 10,7%, когда в первом квартале 2018 года он уже составил 14,2%. И население продолжают “лечить” тезисами о счастливой жизни и экономическом подъеме при стабильности.

 

Фото: Rueconomics.ru

 

Издевательски здесь звучат слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина о том, что существующий уровень бедности в России иметь “позорно”. Во время своего вчерашнего выступления в Совете Федерации он заявил, что нашей стране должно быть стыдно иметь такую бедность при высоких доходах на душу населения. Ранее глава Счетной палаты отметил, что в России 13,2% населения имеют доход ниже прожиточного минимума, т.е. получает меньше 10 328 рублей ежемесячно (для пенсионеров – меньше 8 496 рублей в месяц). Речь идет о 19,3 млн россиян, которым федеральные чиновники вряд ли когда-то смогут объяснить, за какую такую “вредность” они получают ежемесячный доход в 300 тыс рублей.  

 

Вместе с тем второе правительство Медведева развернуло широкую деятельность по выполнению всего, что успел наобещать президент в ходе своей избирательной кампании. Кабмин вообще оказался слишком продуктивным – тут и рост НДС, повышение пенсионного возраста, акцизов, госпошлин, тарифов на ЖКХ, а ведь политический сезон только начинается. И пока непонятно, каких еще непопулярных решений стоит ожидать.

 

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ru

Facebook: @gosrf