Герман Шеховцев: внедрение новых технологий в менеджменте в России – важный шаг к эффективности системы управления

Внедрение их на российской почве сопряжено с определенными сложностями и проблемами, связанными, скорее, с политико-административной составляющей жизнедеятельности российского общества и с его социокультурными особенностями.

Одна из наиболее эффективных и необычных для России технологий западного менеджмента заключается в выстраивании неавторитарной и неиерархичной модели управления. Для большинства российских компаний характерны авторитаризм и жесткая иерархия. В такой централизованной системе сложно раскрыть инновационный и творческий потенциал сотрудников.

Жесткая иерархия, невнимательное отношение к инициативам работников или же вообще прямой запрет на проявление каких-либо инициатив влекут за собой отсутствие мотивации, потерю интереса к работе и бизнесу компании в целом. Руководители и рядовые сотрудники теряют точки соприкосновения интересов и, в конечном итоге, владельцы и директора продолжают думать об увеличении прибыли, а для рядовых сотрудников определяющим становится принцип как можно меньших затрат своих ресурсов на работе.

Вместе с тем, те организации, в которых иерархия максимально упрощена, и отношения строятся на партнерстве сотрудников, достигают куда больших успехов, особенно если их деятельность связана с генерацией инновационных идей и их реализацией на практике, а не с простым перераспределением ресурсов или выполнением «традиционных» производственных функций.

Дистанционное управление – еще одна необычная для России технология, которая, между тем, именно в нашей стране может иметь все шансы на успех.

Огромные просторы России являются существенным препятствием для проникновения бизнеса в регионы, прямого открытия филиалов за тысячи километров от головного офиса. С использованием современных информационно-коммуникационных технологий эта проблема уходит в прошлое. Можно наладить дистанционное обучение сотрудников, создавать дистанционным путем дополнительные офисы в регионах. Большое количество российских граждан в провинции испытывают проблемы с трудоустройством, получением качественной профессиональной подготовки. С другой стороны, в регионах много людей с большим потенциалом, который не может раскрыться в текущих условиях. Переход к дистанционному управлению способствует раскрытию творческих возможностей, позволяет получать более высокую зарплату на местах.

На Западе многие современные компании уделяют особое внимание мотивации сотрудников. Данное направление в менеджменте не сводится лишь к увеличению заработной платы, хотя и последнее также играет большую роль. Сотрудники компании должны, в первую очередь, чувствовать, что организация в них нуждается, что они находятся на своем месте и, в то же время, имеют перспективы для дальнейшего роста. Необходимо связать финансовую и карьерную мотивацию сотрудников с ростом эффективности компании.

Компания, если она действительно хочет добиться эффективности в своей работе, не должна рассматривать в качестве своей миссии одно лишь зарабатывание денег. Должны присутствовать и другие, более масштабные цели, имеющие социальную значимость и заключающиеся в помощи обществу и людям.

В России очень сложно привить жесткий, но очень эффективный метод отбора руководящих кадров, используемый в странах Запада. Идеальный менеджер должен пройти весь путь, начиная с самых нижних должностей, чтобы иметь представление о производственном процессе, знать проблемы и особенности труда сотрудников. В России, учитывая традиционную для нашей страны большую роль дружеских и родственных связей, такая модель организации управления персоналом приживается с трудом.

Внедрение новых технологий менеджмента в России требует от собственников и топ-менеджмента бизнеса понимания самих основ управления современной компанией, лояльности к новым идеям, а главное – готовности к постоянному развитию и динамичным изменениям своего бизнеса.

Герман Шеховцев, управляющий директор Русклимат