Сначала российское правительство повышает НДС до 20%, а потом увеличивает тарифы ЖКХ в 2019 году, чтобы “сохранить налоговые и тарифное законодательства”. Минэкономразвития, которым управляет Максим Орешкин, мотивирует очередное повышение платы за коммунальные услуги тем, что таким образом будет синхронизированы налоги и тарифы, но так, чтобы не превысить целевой уровень инфляции. В прошлом году тарифы на электроэнергию повышали из-за удорожания расходных материалов, топлива, а также роста стоимости обслуживания и ремонта коммунальной инфраструктуры. Теперь же, подняв сначала налог, который увеличит в итоге цены на рынке товаров и услуг, правительство решило подтягивать к нему все коммунальные тарифы, которые в нашей стране работают на прибыль поставщикам и не в интересах потребителей.

 

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, фото:ТАСС/Михаил Метцель

 

В 2019 году размер повышения тарифов ЖКХ должен составить 1,7% — по подсчетам Минэкономразвития, именно на столько вырастет совокупный платеж граждан за коммунальные услуги из-за роста НДС с 18 до 20%. Вторая индексация запланирована на 1 июля и она будет скорректирована так, чтобы совокупный рост платы граждан «оставался в ранее принятых пределах, не превышающих целевую инфляцию». Можно сказать, что идею роста тарифов до этого пролоббировала ассоциация «ЖКХ и городская среда», которая направила министру строительства Владимиру Якушеву соответствующее письмо. Повышения НДС убытки работающих в сфере ЖКХ компаний в 2019 году могут составить 100 миллиардов рублей, а долги отрасли вырастут до 1,5 триллиона рублей.

 

По последним данным Росстата, общий долг россиян за коммуналку составил в первом квартале этого года 1,4 триллиона рублей (!). Задолженность увеличилась на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Общий же объем неоплаченных квитанций за водоснабжение достиг 86 миллиардов рублей, за водоотведение — 63,9 миллиарда рублей, за электричество — 247,5 миллиарда рублей. Ежегодное плановое увеличение тарифов приводит к тому, что масса людей, которые способны уплатить все тарифы, постоянно сокращается. Реальные доходы россиян падают четвертый год подряд. За 2017 год этот показатель снизился на 1,7% в реальном выражении в сравнении с 2016 годом. В позапрошлом году россияне в целом стали зарабатывать на 5,8%, в 2015 году — на 3,2%, в 2014 году — на 0,7%. Тем не менее, правительство отказывается учитывать эту статистику. И увеличивает налоги, акцизы, пошлины и тарифы, просто загоняя большинство населения страны в бедность.

 

фото:fabula.club

 

По статистике все того же Росстата, в среднем рост тарифов на ЖКХ с 2012 года по 1 июля 2018 года составил 52,4% (!). Другими словами, если шесть лет назад средний россиянин платил за ЖКХ 5 000 рублей, то с 1 января 2019-го он будет платить за тот же объем услуг уже 7 705 рублей. А реальных денег у него за этот период стало только меньше. Как вам такая антинародная бухгалтерия?

 

При этом качество оказываемых услуг граждан не удовлетворяет. Как показал опрос, проведенный Счетной палатой с февраля по март 2017 года, соотношением цены и качества оказываемых коммунальных услуг не довольно 88,6% участвующих в опросе россиян. Неудовлетворительным качество этих услуг признало 46,7% опрошенных и только 1,2% оказался полностью доволен своими коммунальными условиями. Показательно в этом опросе, что большинство респондентов признали себя малообеспеченными: 49,1% принявших участие в опросе отнесли себя к среднеобеспеченным, а 40,4% признали свою бедность.

 

Ранее в интервью порталу “Регионы России” (gosrf.ru) председатель Коллегии СРО19 «Союз «Энергоэффективность», руководитель секции энергетики Уральского отделения Академии инженерных наук РФ, член Комитета по энергетике СОСПП Яков Щелоков говорил, что минимум тарифы на энергоресурсы будут постоянно расти, поэтому следует вводить и совершенствовать систему сдерживания этих цен, а не заниматься индексацией этих цен, что в принципе делает сейчас правительство. Сейчас наблюдается явное противоречие, когда конечный потребитель не может экономить энергоресурсы, а доходы производителей и поставщиков энергоресурсов напрямую определяются объемом выручки от объема поставленных ресурсов. если государство не отслеживает баланс интересов в этой сложной энергоэкономической системе, то в ней всегда побеждает поставщик – монополист, какие бы не пытались на него натягивать «рыночные рясы», объясняет Яков Щелоков. Эксперт говорит о том, что одна из основных проблем нашей энергетической политики – неэффективность энергообеспечения, незаинтересованность в экономии и обреченное положение конечного потребителя, о затратах которых не думает ни поставщик энергии, ни государство. Вместо того, чтобы заставить производителя снижать издержки, расплачиваться за это приходится простому россиянину из своего личного кошелька.

 

В такой ситуации российское правительство выглядит как этот герой научного анекдота, который пытается сварить живую лягушку в кипятке. Постепенно нагревая воду с плавающей в ней и ничего не подозревающей подопытной, он пытается достичь своей цели и сварить земноводное. А мы, россияне, как эта лягушка, барахтаемся в воде, не замечая как ежегодно с нас за ЖКХ берут все больше и больше, при этом ничего не улучшая и даже не думая когда-нибудь прекратить это взимание за жизнь не в самых комфортных условиях в стране с, мягко говоря, не самой экономически развитой системой.

 

Ксения Ширяева