Дмитрий Савельев: создание рабочих мест для подростков на лето нужно рассматривать шире – в рамках программы профориентации

– Сегодня существует значительный разрыв между потребностью работодателя, более того – рынка труда в целом – и подготовкой образовательными учреждениями кадров. Во-первых, пока не существует четкого государственного заказана на подготовку специалистов, по факту, ни школам, ни родителям не на что опираться при ориентировании ребенка на будущую специальность. Во-вторых, выпускники вузов и сузов при поиске работы сталкиваются с проблемой отсутствия опыта, который работодатель закономерно считает важным показателем готовности будущего работника к выполнению его должностных функций. И обе эти проблемы можно в какой-то мере решить с помощью предлагаемого уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка каталога "детских" профессий. Отмечу, что доступность этих профессий все же не должна исчерпываться только летним периодом: нужно задействовать как другие каникулы, так и внеурочное время в целом при наличии желания подростка и его родителей. Тогда подросток сможет перепробовать множество разных профессий и найти, что же его интересует на самом деле. Что важно – сделано это будет до поступления в вуз или в колледж – это хороший задел на то, чтобы ситуация, когда свыше половины выпускников вузов работает не по специальности, пошла на спад. И конечно, нужно составлять такой каталог при активном участии школ и потенциальных работодателей. Перечень не должен быть абстрактным – нужно ориентироваться на реальные потребности сегодняшнего рынка труда. А работодателям, активно участвующим в трудоустройстве школьников давать некоторые поощрения – в первую очередь, налоговые. И тогда выбор подростками работы по душе будет не только подходящим ему, но и востребованным обществом.