Фото: АиФ

Накануне премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании президиума по стратегическому развитию и национальным проектам рассмотрел проект паспорта национальной программы цифровой экономики. По итогам совещания глава Минкомсвязи Константин Носков заявил, что расходы на нее в течение шести последующих лет составят примерно 2,16 трлн рублей, из которых 1,08 трлн пойдет из федерального бюджета.

Константин Носков Фото: Экспертный центр электронного государства

Эти деньги правительство планирует на реализацию президентской задачи — за шесть лет утроить внутренние инвестиции в цифровую экономику, создать современную и безопасную IT-структуру, которая была бы доступна для всех, перевести госорганы преимущественно на российский софт. Стало понятнее?

Другими словами правительство решило не отставать от развитых стран и переводить все на цифру: создавать “умные города”, проводить скоростной интернет 5G, усиленно реализовывать проекты в области цифровой экономики, выпускать из вузов ежегодно по 120 тыс специалистов, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями. Первыми пунктами этой программы идут стимулирование неких 10 компаний-лидеров (операторов экосистем) и успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере цифровых технологий, которых в таком объеме еще нет, но обязательно должны появиться. К 2024 году 97% домашних хозяйств в РФ должны иметь широкополосный доступ к интернету (100 мбит/с), во всех крупных городах (1 млн человек и более) должно быть обеспечено устойчивое покрытие сети 5G и выше, а доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента интернета, маршрутизируемая через иностранные серверы, должна составлять 5%. На эти планы правительство выделяет 1 трлн рублей из федерального бюджета.

Фото: Twitter

Прочитано уже половина текста, а до сих пор не понятно, на что именно пойдут эти деньги? Так и есть, точно можно сказать, что деньги пойдут на попытку России перейти из категории стран с развивающейся экономикой в список развитых экономик за счет расходов на IT-проекты. Еще больше вопросов вызывает, чем эта нацстратегия цифровой экономики отличается от стратегии развития отрасли информационных технологий в России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной еще в 2013 году. Обе эти стратегии имеют схожие задачи по поводу развития интернет-технологий, обучения IT-специалистов и образования рабочих мест для них. Никаких заметных изменений в плане технологического развития не произошло. И есть вероятность, что и утвержденная накануне стратегия, тоже не сможет привести к заявленным сдвигам в экономике.

В нашей стране должны появиться благоприятные и конкурентные условия для участников цифровой среды, а также единые требования по различным электронным операциям, будь то процесс идентификации, оборот документов или хранение и обработка данных. Законодательство должно стимулировать интеллектуальную деятельность в сфере инноваций, в цифровой сфере и обеспечивать приток инвестиций в такие проекты.

 

Нужно будет выработать правила использования новейших технологий на финансовом рынке, которые упростили бы доступ малых и средних предприятий к финансированию. Я неоднократно говорил о том, что касается регулирования: регулирование должно быть экономичным. Мы не должны ставить перед собой цель всё зарегулировать, потому что в противном случае это будет сдерживающим фактором, а не стимулом к развитию цифровых технологий. Иными словами, регулирование здесь должно быть необходимым и достаточным.

— Дмитрий Медведев, премьер-министр России    

Все еще в стране стоит вопрос об обеспечении доступа в интернет населённых пунктов с численностью от 250 до 500 человек, а также подключении к сети всех органов власти и бюджетных организаций, включая медицинские и образовательные учреждения. Про технологии 5G в России только говорят. Уже с мая 2017 года Минкомсязи заявил журналистам, что в 2020 году сети пятого поколения охватят восемь российских городов-миллионников, в 2025 году таких счастливчиков будет 16. Пока что все реализовано на уровне обещаний.

Фото: Пресс-служба Кремля

Аналогичных задач полностью не решили ни предыдущие стратегии развития, ни идея открытого правительства, педалируемая Дмитрием Медведевым. Начавшаяся в 2012 году эта история с реализацией интернет-демократии в стране завершилась в мае 2018 года, когда комиссия по развитию открытого правительства в новом составе правительства была упразднена, а министр по делам открытого правительства Михаил Абызов потерял насиженное место, не получив ничего взамен. Теперь у власти новая “фишка” — цифровая экономика. Станет ли этот шаг новым драйвером развития российской экономики? Верится с трудом.

Власть не может за два последние десятилетия создать экономики в классическом ее виде. Просто не выводить капиталы за границу, поддерживать производство и стимулировать рост ВВП, думать о реальных доходах своих граждан, облегчая их налоговую нагрузку.

У нас же все происходит наоборот. Олигархи вывозят деньги из страны абсолютно безнаказанно, у них амнистия. Население хотят сделать еще одним постоянным источником пополнения федерального бюджета, и на простого россиянина накидывают больше прямых и косвенных налогов. В среднем каждый из нас платит в казну ежемесячно по 43% своих доходов. А что получает в итоге? Растущие цены в магазине, повышенные тарифы на ЖКХ, дорогой бензин и обещания, что когда-то будет по всей стране скоростной интернет, правительство и весь государственный аппарат станет еще меньше работать, потому что систему госуправления оптимизируют. И главное, что за будущее никто не не спросит. А если что-то пойдет не так, то всегда можно упразднить комиссию, выдумать новую сверхзадачу и идти к ее достижению. Точнее повышать нагрузку на население, объясняя, что правительству просто нужны эти деньги, чтобы реализовать свои новые важные задачи.

Ксения Ширяева