Минэкономразвития внесло в правительство законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС). В прошлом году ведомство уже вносило этот законопроект, но он был отправлен на доработку. В обновленной версии документа были добавлены новые положения, регламентирующие запрос предложений, одностороннее расторжение контрактов и антидемпинговые механизмы.

Споры о госзакцупках могут быть решены с принятием нового законопроекта о Федеральной контрактной системе. «18 апреля мы внесли законопроект об ФКС в правительство, – заявила вчера министр экономического развития Эльвира Набиуллина, выступая на расширенной коллегии Минэкономразвития. – Рассчитываем на скорейшее рассмотрение и внесение в Госдуму».

Владимир Путин ранее заявил, что завершение работы над законопроектом – это один из приоритетов Минэкономразвития. «Основную проблему вижу в том, что действующее законодательство не отвечает на сущностные вопросы: зачем государство совершает конкретную закупку и какой результат намерено получить. А главное – насколько эффективно расходуются триллионы бюджетных рублей», –  отметил избранный президент. Напомним, в 2011 году на госзакупки было потрачено почти 5 трлн руб.

Эксперты полагают, что рассмотрение законопроекта может завершиться до конца апреля. «Думаю, сейчас процесс принятия законопроекта пойдет намного быстрее, чем в прошлом году. Прошли серьезные процедуры согласований», — считает директор Института управления закупками и продажами НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова.

Ранее законопроект уже вносили в правительство, но его вернули на доработку. Очень много правок предложили ФАС и Минфин. Проект закона, который был внесен в правительство 18 апреля, почти полностью согласован с ФАС.

«Позиции ФАС и Минэкономразвития в последнее время значительно сблизились», — утверждает начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев. Однако, по его словам, разногласия остаются. «Среди основных — новый формат текста, что означает автоматическую потерю всех подзаконных актов (а их сейчас более 30), которые создавались на протяжении пяти лет. Принятие новых подзаконных актов (по новому законопроекту их не менее 37) займет несколько лет, и это будут сложные времена для заказчиков и предпринимателей», – заявил эксперт.

В процессе доработки некоторый положения законопроекта были существенно изменены. Минэкономразвития учло многие предложения ФАС. Например, изменен механизм «срочности» закупок. Ранее заказчик мог сослаться на «срочность» закупок в любое время, что мешало многим поставщикам поучаствовать в торгах. Теперь заказчикам можно использовать механизм «срочности» лишь в четвертом квартале года, когда времени на долгие закупки действительно почти нет.

Требования к участникам торгов стали немного мягче. В частности, с них сняли обязанность представлять исчерпывающий перечень документов, порой для участия в госзакупках вовсе не нужных.

Также были изменены правила одностороннего расторжения контрактов. В законопроект внесли положение, согласно которому заказчик должен отправлять в ФАС уведомление о желании разорвать контракт, а также вывешивать уведомление на сайте. Это сделано для того, чтобы заказчик не мог «шантажировать» поставщика тем, что расторгнет контракт.

Из законопроекта был убран инструмент поручительств, и добавлены антидемпинговые меры — чтобы не отбить у поставщиков желание серьезно снижать цену (на 25% и более).

Предполагается, что во время переходного периода будут действовать старые требования к госзакупкам.

Татьяна Ганьжина