Прямые выборы губернаторов уменьшат зависимость региональных органов власти от федерального правительства

Госдума в среду приняла в третьем, окончательном чтении закон о прямых выборах губернаторов. Ожидается, что закон вступит в силу 1 июня 2012г., после того как он будет подписан президентом РФ. Парламентская оппозиция недовольна. Однако международное рейтинговое агентство Fitch оценивает введение прямых выборов губернаторов регионов РФ как укрепление независимости субъектов РФ от федерального правительства.

В сообщении агентства говорится, что ожидаемое введение прямых выборов губернаторов регионов РФ повысит качество государственного управления на региональном уровне и укрепит независимость субъектов РФ от федерального правительства. Прямые выборы губернаторов, по мнению агентства, уменьшат зависимость региональных органов власти от федерального правительства, однако также могут убрать мотивацию у федеральных властей поддерживать отдельные регионы, проводящие независимую политику.

Трансферты из федерального бюджета сейчас составляют 27% доходов региональных бюджетов. Основная доля этих средств рассчитывается на основе формул, но часть распределяется федеральными властями по собственному усмотрению. Так, центральное правительство на свое усмотрение принимает решение о распределении около трети межбюджетных трансфертов. Желание регионов получить эти субсидии будет влиять на учет ими мнения федерального правительства.

Налоги являются крупнейшим источником финансирования региональных бюджетов, обеспечивая 68% доходов. Способность регионов устанавливать налоги ограничена федеральным законодательством, которое также регулирует распределение налоговых поступлений между бюджетами различных уровней. Правительства регионов имеют ограниченные полномочия по определению ставок по трем региональным налогам: налогу на имущество организаций, налогу на игорный бизнес и транспортному налогу.

Регионы также получают долю от нескольких федеральных налогов, наиболее важным из которых является налог на прибыль организаций. В региональные бюджеты поступает 90% этого налога, и лишь 10% идет в федеральный бюджет. В 2011г. налог на прибыль организаций обеспечил 43% налоговых поступлений, а налог на доходы физических лиц составил еще 32% налоговых доходов.

В настоящее время кандидаты в губернаторы выдвигаются на федеральном уровне, одновременно значительная часть финансирования регионов зависит от центрального правительства. В результате региональные власти больше нацелены на исполнение ожиданий федерального правительства, чем местного населения. Переход на прямые выборы означает, что главы регионов будут в большей степени подотчетны перед избирателями, и это должно улучшить качество государственного управления.

Анастасия Мусина