Трагедия нашей страны заключается в том, что первая  благородная попытка народа создать самостоятельную, свободную от пут государства, социально организованную экономическую жизнь осуществлялась непригодными методами. Государство вновь стало единственным и авторитарным распорядителем общества, оно использовало властные методы западного образца в самой уродливой форме- в форме государственной принудительной экономики как единственной формы государственного регулирования. Это не только не соответствует сути российского человека, но и противоестественно.

      Отметим, что в становлении и укреплении российской государственности решающую роль всегда играла  духовно- идеологическая компонента, которая была объединяющим стержнем огромных территорий, различных наций и народностей, проживающих на них.

Утрата или ослабление духовного стержня всегда вели к ослаблению или распаду российского государства. Поэтому ему, особенно в период кризисных ситуаций, необходимо укрепление духовно-идеологических основ власти. В этой связи российскому государству предстоит возродить свою политико-идеологическую функцию, которая должна укрепить объединяющий духовный стержень общества, способствовать выработке выверенного политического курса, соответствующих стратегий развития, реализуемых в скоординированной политике государства.

     Вместе с тем не может быть выверенной государственной политики без современной доктрины общественного развития, из которой следует тот или иной курс. Это- прерогатива государства, его главная обязанность перед обществом, без чего невозможно выполнения всех остальных. Государство  как главный субъект управления общественными делами обязано делегировать власть своим гражданам на разных уровнях управления на основе общественного договора, местного самоуправления, что позволит сбалансировать разные интересы как отдельных людей, так и больших социальных групп, наций и народностей, религиозных конфессий и т.п. Достижение такого баланса интересов- творчества, искусства и науки современной политической системы, залог ее прочности и источник развития, преодоления кризисных явлений в государственном управлении. Следует подчеркнуть, что решающим элементом в балансе интересов всегда были и остаются  отношения собственности –основа хозяйственной жизни общества( в том числе и интеллектуальной), которую и защищает то или иное государство.                                                                                                                         Стратегическая власть государства, его национальная концепция и соответствующая ей государственная идеология- это высший вид коллективно-интеллектуальной собственности, без наличия которой невозможно говорить об эффективных мерах защиты и развития ее основных компонентов  как в национальном, так и в геополитическом масштабах.

     Многие функции государственного управления будут делегированы гражданам, территориям, хозяйствующим союзам и ассоциациям на основе подлинного самоуправления, что позволит значительно сократить государственный аппарат и поставить его под контроль гражданского общества.

     Став государственными и подконтрольными обществу, идеология и власть выступают все в большей мере не только как инструмент захвата и удержания ее, а как метод становления таких властных отношений, когда власть населения (частная) наконец станет преобладающей над публичной властью (правительства). Власть на всех уровнях будет выбираться населением и защищать его интересы. Это единственный способ изменить государственно-правовое отчуждение, существующее в обществе. А государственно

правовое регулирование может быть организовано на основе гражданского договора, при котором каждый гражданин, семья, трудовая ассоциация часть прав отчуждают в пользу сообщества для решения общественно значимых дел.

      Выработка доктрины общественного развития и механизма ее реализации требует усиления внимания государства к  научным и общественным исследованиям в области теории и практики управления циклов нашего государства,  а так же активного включения  данных в практическую деятельность органов государственного управления. Сегодня следует признать как неоспоримый факт, что национальная управленческая наука выключена из механизма нормального функционирования общества. Изменить такое положение дел можно только тогда, когда политической деятельностью займутся в массе своей исключительно профессиональные и высоко нравственные люди представители от национальных элит, а не «клоуны» и «шуты». Такие люди способны действовать в интересах своих граждан на основе законов и принципов научно государственного управления.

      Еще одна принципиальная проблема для российской государственности –гласность и публичность государственного управления. Ее решение начинается с выработки и предъявления обществу национальной общественной доктрины и политического курса. Только в этом случае  государство сможет опираться на большинство, рассчитывать на его активность и поддержку. В противном случае пассивность людей, сопротивление, осуществляемой политике и проводимого курса реформ неизбежны, как и кризис государственной власти вообще, какие бы усилия она ни предпринимала на уровне словесных деклараций, внешней риторики, нормативно- творческой суеты и манипулирования общественным мнением.

    Для государственности имеет принципиальное значение определенность и четкость ее позиции в геополитическом пространстве, в решении глобальных проблем, которые сегодня размыты или выражены нечетко.

   Российскому государству еще предстоит провести трезвый и беспристрастный анализ своего исторического прошлого, правильно оценить настоящее и сделать обоснованные прогнозы на будущее. Чем мы и занимаемся уже более десяти лет. Это имеет принципиальное значение для преодоления конфронтации, налаживания нормального диалога между государством и обществом. Направление такого диалога, необходимые меры достижения согласия известны- это принятие выверенной современной социальной политики. Необходимость этих мер давно назрела, она получила отражение в Конституции РФ, где российское государство определяется как социальное. Нарушение данной конституционной нормы- главная причина углубляющегося политического кризиса и нарастающей конфронтации между обществом и властью.

   Для преодоления политического кризиса в области властных отношений, в государственном строительстве очень важно, наконец, использовать инновационные  интеллектуальные социальные технологии.

     ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ- направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. И.с.т.- это не сумма индивидуальных интеллектов, а целостная система их информационного взаимодействия. При этом информационные связи понимаются как передача и получение знаний коллективного бессознательного. Для этого необходима всесторонняя рационализация социально-политических и духовных отношений, обеспечение компьютерной грамотности, развития культуры, нравственности и творческих начинаний всех членов общества.

    ЗАКОН ВДОХНОВЕНИЯ  распространяется не только на частные формы, но и на целые сообщества. Это- бывает возможно только в том случае, когда все общество подчинено единым интересам. Общие интересы создают единую среду для вдохновения, что, в свою очередь, влияет вдохновляюще на людей, входящих в это сообщество. Подобная общая среда порождает свежие идеи, новые стремления и создает мощный выплеск энергии.

     ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ- это целое направление теоретических поисков и практических экспериментов. Их выдвижение на повестку дня вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов государственного управления  и одновременно усилением их  уже в другой роли (значения) в жизнедеятельности общества. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно упорядочить управленческую деятельность и систему государственного управления без разработки и освоения инновационных технологий по всем важным аспектам организации и функционирования государственного управления, прежде всего стратегического планирования. При этом речь идет не о придании новых наименований старым бюрократическим процедурам и операциям, не о простом оснащении чиновничьих кабинетов современными электронными средствами, а о качественно новом осмыслении государственного управления

     Важнейшей целью политики формирования государственности России будет создание собственного национального государственного аппарата нового типа с демократическими процедурами подготовки и реализации государственных решений на базе самых современных наукоемких технологий (информационных, обучающих, глобальных, внедренческих и др.)

   Смыслом государственного регулирования должно стать внутреннее спокойствие общества, достижение состояния терпимости к инакомыслию, толерантности. Каждый гражданин, будь он политиком, чиновником, ученым, рабочим или предпринимателем, должен осознать сегодняшний момент российской реальности не как период безвременья, являющийся лишь подготовкой к будущем к процветанию, а как не однажды бывший в российской истории сложный момент или вызов, прежде всегда преодолевавшийся.

    В основу таких перемен и открытости государства обществу следует положить новый политический курс, выработать его  с участием общества и на основе его концептуальных идей предложить для осуществления. Государство, надежно не финансирующее науку, образование, культуру, лишается собственной основы саморазвития, совершенствования, расширяет предпосылки для углубления кризиса политической системы, исключает из механизма государственного регулирования все другие механизмы и современные методы научного управления.

    Поэтому без возрождения национальной культуры, российской национальной идеи и ее органической части- государственной идеологии – нет и не может быть российской государственности в ее современном виде.

     В целом наши исследования, анализ ситуации показывают, что в основу социальных преобразований в России пока положены  устаревшие и непригодные для нее модели модернизации и перехода к рынку. Прорыв в будущее, выход из кризиса невозможно без накопления потенциала развития, основу которого составляют интеллектуальные, управленческие, духовно-нравственные и кадровые ресурсы общества.

 

 

 

Председатель Комиссии по вопросам развития культуры «Центра общественных связей Свердловской области»

Ермакова Вера Васильвна.