К маю этого года будет готов законопроект, регулирующий деятельность финансового омбудсмена. Депутаты, работающие над ним, предполагают, что содержание службы финансового омбудсмена ляжет на плечи банков и страховых компаний. Решения финансового омбудсмена будут обязательными для всех участников рынка.

В марте президент Дмитрий Медведев поручил правительству и ЦБ разработать законопроект, который будет регулировать работу финансового омбудсмена. Документ призван регулировать отношения потребителей и организаций финансовой сферы: банков, страховых компаний и рынка ценных бумаг. К финансовому омбудсмену сможет обратиться любой гражданин. Нужно лишь, чтобы запрос соответствовал трем условиям: пострадавший должен сначала попытаться уладить ситуацию напрямую с организацией, сумма претензий не должна быть больше 100 тыс. руб, жалоба должна быть подана не позднее года после совершения события.

Решения омбудсмена будут носить юридический характер, оспорить их можно будет только через суд. Назначать руководителей института будет президент, или специально созданный орган, защищающий потребителей финансовых услуг. В России такую функцию выполняет Роспотребнадзор.

Вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов поясняет, что в мировой практике существует два варианта работы омбудсмена. В Великобритании институт омбудсмена – это огромная организация с бюджетом около 100 млн фунтов. В организации трудятся более тысячи человек, которые ежегодно обрабатывают около 1 млн жалоб. «Из этих обращений только 100 тыс. оформляется в виде официальной жалобы и только по 1% жалоб принимается юридическое решение омбудсмена», – рассказывает эксперт.

Другой вариант работы реализуется в Германии. Там институт рассматривает только письменные жалобы, в организации работают всего десять человек. Бюджет этой организации составляет около 1 млн евро.

Для российских потребителей работа финансового омбудсмена будет бесплатной, осуществлять финансирование его деятельности будут участники рынка. Концепция предполагает два вида платежей: ежегодный взнос и плату за каждую поданную жалобу. В Великобритании первые три жалобы на организацию рассматриваются бесплатно.

Также для английских организаций, на которые поступает много жалоб, каждая новая стоит 500 фунтов, и организация обязана запалтить, независимо от того, удовлетворят обращение потребителя или нет.

«Поэтому у банка есть мотивация удовлетворять небольшие жалобы. Эта ситуация дает возможность обогатиться множеству сутяг, поэтому со стороны банковской ассоциации это правило — один из поводов для критики», – объясняет Иванов.

Институт финансового омбудсмена заработал в России в 2010 году. С тех пор было рассмотрено около 4 тыс. жалоб на 117 финансовых институтов, большинство из которых – банки.

Для успешной работы этого института не хватает именно юридической поддержки, уверен экс-омбудсмен Павел Медведев. «Мой опыт показывает, что, если нет никаких обязательств, омбудсмен вынужден просить у организаций, что я постоянно и делал», — вспоминает он. Однако при этом есть организации, которые не считают необходимым слушать просьбы омбудсмена. С введение нового законопроекта эта ситуация должна измениться.

Татьяна Ганьжина