Александр Мишарин: Той стране, которая владеет станкостроением, ничего не страшно. Россия, к сожалению, его потеряла

Свердловская область по-прежнему остается промышленной опорой государства. Александр Мишарин – единственный российский губернатор, вошедший в состав Президиума Союза машиностроителей России. Промышленная реиндустриализация – одно из ключевых событий Среднего Урала, – уверен глава региона. – Мы гордимся нашей промышленностью, но отчего-то мало говорим об этом, нет информации и в СМИ. В интервью изданию «РР» губернатор Мишарин рассказал о перспективах развития машиностроения в Свердловской области, о необходимости совершенствовать налоговую систему и земельные отношения, о либерализации политической системы России.

– Александр Сергеевич, согласно недавно принятому закону, для регистрации политической партии достаточно подписей 500 человек. Как вы относитесь к неизбежному следствию данного закона – появлению карликовых политических объединений?

– В этом нет ничего негативного. Так происходит во многих странах. Напротив, очень полезно, когда у граждан появляется возможность выразить свое суждение. Это мнение впоследствии может послужить основой для формирования какой-либо новой ведущей партии. Поэтому в новом законе я вижу только плюсы.

На Урале, например, не так давно было сформировано движение «В защиту человека труда». Возможно, оно в будущем преобразуется в политическую партию. Думаю, скоро в том или ином виде возродятся и другие местные движения.

– Насколько активно и в каких сферах осуществляется межрегиональное взаимодействие Свердловской области с другими России?

– Мы активно сотрудничаем с другими регионами. Сотрудничество осуществляется в рамках двусторонних соглашений и в реализации различных проектов. Множество совместных мероприятий проводится на территории УрФО. Существуют соглашения с другими регионами – например, Башкортостаном, Татарстаном, касающиеся обмена продукцией.

Межрегиональное взаимодействие, безусловно, оказывает позитивное влияние на экономику области. При установлении связей с другими регионами самое главное – найти точки соприкосновения. Например, у нашего региона есть проблема с обеспеченностью нефтепродуктами, зато существует избыток строительных материалов. У другого региона соотношение ресурсов и потребностей иное, поэтому установление связей способствует экономической устойчивости.

Сотрудничество осуществляется также в сфере культуры и спорта и других отраслях. Например, в сфере информационных технологий мы успешно взаимодействуем с Татарстаном.

В Курганской области покупаем различную продукцию. Наш бизнес активно работает в этом регионе, свердловские предприниматели пришли туда всерьез и надолго.

– Сегодня граждане часто выражают недовольство тем, как выстраиваются взаимоотношения регионов с федеральным центром. В частности, тем, как распределяются собранные в муниципалитетах налоги. Необходима ли, на ваш взгляд, модернизация налоговой системы?

– Консолидированный региональный бюджет складывается из областного бюджета и бюджетов муниципалитетов. Чаще всего нехватка средств ощущается именно на уровне муниципальных образований: в Свердловской области мы вынуждены дотировать из областного бюджета от 20% до 80% муниципальных бюджетов. В том числе, мы дотируем и Екатеринбург: из 30 млрд городского бюджета, 12 млрд составляют областные дотации.

Сейчас собираемые в муниципалитетах налоги распределяются следующим образом: 40% остается городу, а 60% передается в федеральный центр. На мой взгляд, необходимо изменить это соотношение на «50 на 50».

Кроме того, следует расширить полномочия регионов по дифференциации налогов. Если муниципалитет сочтет нужным потратить большие средства на развитие какого-либо района, он должен иметь право оставить себе дополнительный процент налоговых отчислений. Это рычаги госуправления, которые стимулируют развитие экономики.

Еще одно предложение – снижение ставки упрощенного налога для малого бизнеса до 5%. Мы очень заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса – сегодня он дает области 800000 рабочих мест. Поэтому мы должны создавать все условия для его развития и препятствовать тому, чтобы предприниматели уходили в тень.

– Как скоро можно ожидать этих налоговых преференций для малого и среднего бизнеса?

 – В июне состоится второе и третье чтения законопроекта.

– В Свердловской области львиная доля земли выведена из оборота. Каким образом можно изменить эту ситуацию к лучшему? Можно ли при решении данной проблемы опираться на опыт других регионов, например, Белгородской области, где создана ипотечная корпорация?

– Это серьезный вопрос, поэтому мы давно изучаем различные подходы к его решению. 10-летний опыт Белгородской области в этой сфере имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, корпорация, безусловно, является залогом для получения различных кредитов, инструментом формирования инвестиционной привлекательности, формой сотрудничества субъекта и государства. Но корпорация управляется государством. Поэтому земля предоставляется, так сказать, для избранных.

Мне кажется, что правильнее было бы, если бы в конкурсах на получение земли участвовало неограниченное количество субъектов, наделенных равными правами.

Другое дело, что в области не должно быть бесхозных земель. На сегодняшний день изъято из оборота 31 тыс. га бесхозной земли. В некоторых районах, например, в Ирбитском, чувствуется нехватка земли. На таких территориях мы распределяем земли на конкурсной основе.

Отдельный вопрос – земля в городах и населенных пунктах. В 2011–2012 гг. мы выделили 400 млн рублей на то, чтобы закончить схему планировки территорий, разработать градостроительные планы, в которых будут отражены земли как для жилищной, так и для промышленной застройки. Вся эта работа проводится с единственной целью – для того, чтобы у каждого была перспектива получения земли.

Каким образом будет решаться проблема неэффективных земельных собственников?

– Очень важно, чтобы в конкурсной документации были указаны четкие, определенные сроки реализации проекта на полученной по конкурсу земле. Если инвестору выдается земля, он, допустим, за три года должен завершить заявленный проект. В противном случае земля изымается и передается в пользование другому претенденту.

Есть еще один острый вопрос, требующий решения, – управление федеральными землями. В области довольно много федеральных земель, переданных в долгосрочную (9 лет) аренду. Это, впрочем, тема отдельного разговора. Но могу с уверенностью сказать, что работа правительства и администрации области в этом направлении будет усиливаться. Возможно, в скором времени будет создано специальное земельное ведомство.

– Вы единственный губернатор, вошедший в состав Президиума Союза машиностроителей России. Каковы перспективы развития машиностроения в Свердловской области?

Промышленная реиндустриализация – одно из ключевых событий Среднего Урала. Мы гордимся нашей промышленностью, но отчего-то мало говорим об этом, нет информации и в средствах массовой информации. Прошедшие выборы показали всей стране Уралвагонзавод, но, скорее, с политической, а не с экономической стороны. Промышленность сегодня необходимо освещать в СМИ. Например, город Нижний Тагил уникален по концентрации промышленного производства. Здесь работают несколько передовых предприятий региона: Уралвагонзавод – флагман бронетанковой и вагоностроительной техники, мощный машиностроительный холдинг; НТМК – одно из крупнейших в стране предприятий с четкой, перспективной стратегией развития. Здесь развит химический кластер и многие другие производства.

Нужно, чтобы в стране об этом знали.

– В Свердловской области планируется строительство станкостроительного завода. Корпорация «Пумори-СИЗ» подписывает соглашение с корпорацией «ОКУМА». Что вы можете сказать про развитие машиностроительной отрасли в регионе?

 – Той стране, которая владеет станкостроением, ничего не страшно. Россия, к сожалению, его потеряла. Сейчас надо восстанавливать часть станкостроения через сотрудничество с крупными мировыми компаниями. В данном случае с «ОКУМОЙ». У «Пумори-СИЗ» хороший проект, который позволяет реанимировать станкостроение в Свердловской области.

Кроме этого, нужно создавать некий научно-производственный комплекс, инжиниринговую компанию, которая будет заниматься проектированием. Потому что сегодня важны не отдельные станки, а линии. Сегодня все ставят линии. И вот проектирование линий нам нужно забирать себе. Кто владеет этим искусством, тот владеет деньгами и технологиями. То есть, вот два важных аспекта. Первый – это совместные предприятия, и второй – это линии, инжиниринг. Хорошее направление, оно нам очень нужно. И мы сегодня идем, я считаю, по правильному пути. Давайте еще пару лет подождем. Хотя уже в июле что-то появится, и можно будет подводить кое-какие итоги.