Думский комитет по конституционному законодательству и государственному законодательству обсудил окончательный вариант поправок в закон о выборах губернаторов. Президентского фильтра в новом законе не будет, вместо него появится муниципальный. Политологи считают, что получившийся вариант документа – это компромисс между двумя противоположными точками зрения.

Муниципальный фильтр на выборах губернаторов останется в самом жестком его варианте. Для выдвижения кандидатам потребуется заручиться поддержкой как минимум 5% депутатов муниципалитетов. Самовыдвиженцы еще обязаны будут собрать от 0,5 до 2 процентов подписей от числа жителей региона.

Также теперь кандидатами в губернаторы не смогут стать судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления и бывшие главы, отрешенные от должности президентом с формулировкой за утрату доверия.

Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов отметил, что это ограничение конституционного права быть избранным. Глава комитета Владимир Плигин в ответ на это сказал, что сейчас подобные ограничения существуют при назначении судей, такая практика применяется и в странах Европы.

Депутаты от оппозиции считают, что новый закон практически не изменит ситуацию с выборами. Интересно, что многие их поправки в закон были обозначены как учтенные в то время как, на самом деле не были приняты. Например, коммунист Олег Смолин предложил ограничить срок пребывания в должности главы региона двумя сроками вообще. В «поправленном» законопроекте говорится о двух сроках подряд. По словам Владимира Плигина, предложение коммуниста попало в число учтенных, так как оно говорит об ограничении сроков.

В окончательном варианте закона не будет обещанного президентского фильтра, то есть консультаций партий по поводу кандидатов с главой государства. Согласно законопроекту, консультации могут проводиться по желанию президента, но они ни к чему не будут обязывать партии.

Процедура отзыва губернаторов будет достаточно сложной. Отозвать неугодного губернатора граждане смогут после референдума: за отставку должно будет проголосовать 25 процентов от общего количества жителей региона. Несмотря на то, что изначально предполагалось, что эта цифра составит 50%, оппозиционеры считают, что это слишком большой процент.

ЛДПР и «Справделивая Россия» решили не поддерживать предложные поправки. «Единая Россия», наоборот, готова принять муниципальный фильтр. 

«Это выхолащивание всей идеи. Муниципальные собрания мало на что влияют, 99% депутатов там полностью находятся под влиянием власти. Думаю, астраханская ситуация начнет массово повторяться в других регионах”, – считает «эсер» Дмитрий Гудков.

Парламентарий считает, что губернаторские выборы в таком виде – небольшой шаг вперед, а не кардинальные изменения, которых все так ждали.

Политологи же комментируют поправки к документу как вполне ожидаемые. Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин полагает, что конечный вариант документа – это некий компромисс между двумя радикальными точками зрения.

«Было две противоположенные точки зрения: одна жёсткая, предполагавшая множество фильтров и введение закона в силу только через несколько лет, другая либеральная – возвращение классических губернаторских выборов, как в 1990-е. В итоге приняли некое компромиссное решение, переложив по сути контроль за выборами с президента на муниципалитеты», – сказал политолог.

Он также добавил, что власть согласно новому законопроекту не теряет контроль над политическим процессом, а ограничения для судимых и утративших доверие позволят не допустить ошибок при выборе губернатора. 

Татьяна Ганьжина