ЭКОНОМИКА Комментировать

Владимир Гутенев: Диверсификация требует законодательной поддержки

На состоявшемся 14 марта в компании «Рособоронэкспорт» совместном заседании Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК и Комитета по оборонной промышленности Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» обсуждены первоочередные меры по диверсификации производства и расширении выпуска высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ОПК.

Итоги этого заседания в интервью нашему корреспонденту Дмитрию Киселеву комментирует первый вице-президент ОООР «СоюзМаш России», председатель Комиссии ГосДумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК, президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Гутенев.

– Как Вы оцениваете достигнутый на сегодня уровень диверсификации ОПК?

– На совещании мы обсуждали основные меры поддержки диверсификации ОПК на внутрироссийском рынке, а также те меры поддержки, которые смогут обеспечить  экспансию гражданской продукции на внешние рынки.  Речь шла, с одной стороны, о синхронизации деятельности отраслевых подразделений Союзмаша России и отраслевых экспертных советов ГосДумы, с другой – о формировании спроса соответствующих отраслей по медицинскому оборудованию, фармацевтике, энергетическому и  транспортному машиностроению и другой продукции.

Доля выпуска гражданской продукции на предприятиях ОПК должна достигнуть 30% к 2025 году и 50% к 2030 году, – такую стратегическую задачу поставил Президент Путин 24 января. И хотя отдельные предприятия ОПК уже фактически  достигли этих рубежей, в целом по ОПК выполнить эту задачу будет непросто. Для этого нужны системные законодательные решения. Как обозначил председатель Госдумы Вячеслав Володин, за весеннюю сессию парламентариям необходимо внести и принять в трех чтениях ряд законов для исполнения поручений президента.

– Насколько целесообразен в этой связи переход к более жесткому планированию в экономике?

– Я думаю, что принятие закона о государственном стратегическом планировании – предельный уровень плановости. Он, с одной стороны, позволяет не создавать ненужных мощностей и рационально относиться к расходу бюджетных средств, с другой стороны, не душить коммерческую предприимчивость и эффективность. По моему убеждению, одним из основных драйверов диверсификации ОПК станет малый и средний бизнес (МСБ), с которым активизирует сотрудничество ОПК.

– Какие структуры могут противодействовать диверсификации и конверсии? Кто лоббирует импорт продукции в Россию?

– Конверсия выгодна фактически всем сторонам: и предприятиям ОПК, и регионам, и государству в целом. Она способствует появление высококвалифицированных рабочих мест с высокой зарплатой, росту отчислений в бюджеты. Конверсия и импортозамещение обеспечивают национальную безопасность в технологической, интеллектуальной, промышленной, продовольственной сферах. Что в условиях западных санкций обретает для России решающее значение.

Импортная продукция на российском рынке зачастую преобладает не потому, что ее кто-то лоббирует, а потому, что наладить серийный выпуск  импортозамещающей продукции, сертифицировать ее – это тяжелый труд. Требуется определенный переходный период и законодательная поддержка, особенно – в сфере взаимодействия госкорпораций и МСБ по выпуску гражданской продукции.

Мы имеем опыт введения определенных преференций для МСБ, я сам был инициатором законопроекта, который увеличил долю с 10% до 15% квоту, предоставляемую МСБ по госконтрактам. В выступлениях Президента есть несколько тезисов, которые впрямую отсылают норму протекционизма по госзакупкам и госконтрактам –  именно в сторону предприятий ОПК. А они, чтобы наладить серийное производство продукции, должны опираться на существующий спрос.

Должны быть также меры протекционизма, стимулирующие поставки российской продукции на внешние рынки. Несмотря на достаточно серьезные меры противодействия со стороны Запада, из года в год увеличивается число зарубежных партнеров - покупателей российской продукции. Мы видим это и по военно-техническому сотрудничеству, где для нас открываются всё новые рынки.

В сфере ОПК еще недавно основным козырем России было соотношение: качественная и не очень дорогая продукция. Сегодня мы предлагаем уже следующее, самое современное, поколение вооружений и военной техники. Этот фактор, а также политическая независимость и самостоятельность нашей страны, делают Россию очень интересным поставщиком на внешнем рынке. Я уверен, что эти конкурентные преимущества ОПК распространятся и на сегмент гражданской продукции.

Дмитрий Киселев

dm.kiselev67@mail.ru

  • Кто виноват в пенсионной реформе?

    Всего проголосовало: 920

    Смотреть все опросы
Еще ЭКОНОМИКА

Гость редакции

Владислав Шестаков: Проба на качество