Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев принял участие в первом заседании Экспертного Совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники при Комитете по промышленности Госдумы РФ.

Напомним, 4 апреля 2012 года в Тольятти Председатель Правительства РФ Владимир Путин провел совещание с участием руководителей предприятий автомобильной отрасли, где поднималась тема развития отечественного автопрома в условиях вступления России в ВТО. О перспективах развития автомобильной промышленности Премьер-министр Владимир Путин говорил и во время выступления с отчетом о работе Правительства РФ в Государственной Думе РФ 11 апреля 2012 года. 

В частности, Глава кабинета министров отметил, что сегодня российский авторынок демонстрирует высочайшие темпы роста и уже сегодня является вторым в Европе после ФРГ и четвёртым в мире. «У нас создано сразу несколько крупных автомобилестроительных кластеров. Если в 2008 году мы импортировали более 2 миллионов легковых и грузовых автомобилей, то в 2011 году эта цифра снизилась вдвое, но при этом доля машин отечественной сборки на рынке поднялась с 40% до 70%».

Автомобилестроение – по-прежнему эффективно и выгодно для развития всей экономки в целом. Мильтипликативный эффект в данной сфере дает возможность развиваться другим отраслям. По подсчетам экономистов, одно рабочее место в автопроме создает 7-8 мест в смежных отраслях. Если учесть, что, по данным Росстата, в российском автомобилестроении  занято 750 тысяч человек, с учетом мультипликата общее количество россиян, работающих в автопроме, превышает 3 миллиона человек.

Как известно, в 2010 году Министерство промышленности и торговли РФ разработало «Стратегию развития отечественного автопрома до 2020 года», конечная цель которой – формирование в стране современной автомобильной промышленности, включающей всю технологическую цепочку от стального листа до конечного продукта. Для этого в документе предусмотрены меры стимулирования спроса, налоговые и страховые меры, тарифное и нетарифное стимулирование, а также меры по поддержке экспорта отечественного автопрома.

В частности, в ближайшее время начнется реализация программы государственных закупок автомобилей, производимых исключительно на территории Единого экономического пространства, что позволит повысить спрос и конкурентоспособность отечественных автомобилей.  Кроме того, будут установлены предельные сроки эксплуатации коммерческих автомобилей, разработана система специальных утилизационных сборов, а транспортный налог будет заменен на экологический.  

Комментируя меры по стимулированию отечественного автопрома, Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев заявил, что установление предельных сроков эксплуатации коммерческого автотранспорта – грузовых автомобилей и автобусов – вынужденная мера.

«Не секрет, что в отечественном парке коммерческого автотранспорта, число автомобилей, которые не просто не удовлетворяют стандартам Евро 3, Евро 2, Евро 1, а имеют Евро – 0, более половины. Это то, чем дышим мы и наши дети. Подобный экономический механизм позволит не только простимулировать обновление изрядно подержанного коммерческого автопарка, но и значительно улучшить ситуацию на урбанизированных территориях».  

Еще одни важный аспект – изменение налоговой базы и фактическая замена транспортного налога экологическим. Сейчас транспортный налог в России взимается в зависимости от мощности автомобиля без привязки к экологическому классу.

«Основной негативный эффект от использования автотранспорта сегодня  – это загрязнение атмосферы. Замена транспортного налога экологическим будет стимулировать обновление автопарка: старые, неэкологичные автомобили эксплуатировать станет не выгодно, тогда  повысится спрос на более экологичные машины, причем, преимущественно отечественной сборки и производства. Кроме того, новый налог облегчит бремя для владельцев современных автомобилей, в независимости от их мощности и литража двигателя, но оборудованных современными катализаторами, которые сейчас несут неоправданную финансовую нагрузку», – отметил депутат.

Третья составляющая – изменения ставок налога по ОСАГО, которые в значительной степени будут зависеть от срока службы автомобиля и его экологической безопасности. Здесь также будет  введен механизм стимулирования для эксплуатации автомобилей высоких экостандарстов.

Владимир Гутенев обратил внимание на такую защитную меру, как утилизационный сбор, который станет актуальным после вступления России в ВТО. «Механизм позволит защитить внутренний рынок от поддержанных и экологически опасных зарубежных легковых и коммерческих автомобилей, которые будут ввозиться индивидуальным порядком. Это будет не просто сбор, компенсирующий затраты на утилизацию автомобиля, но и за риски негативного воздействия на окружающую среду», – подчеркнул Гутенев.  

«Мы понимаем, что эти вопросы затрагивают интересы многих социальных групп: изменения налоговой системы коснется практически всех автолюбителей. Поэтому данные инициативы будут широко обсуждаться с привлечением экспертных сообществ. Для реализации предложений  «Стратегии развития российского автопрома до 2020 года» в ближайшее время будет инициирован целый ряд законодательных инициатив, разработанных совместно комитетами Госдумы по промышленности и по транспорту, экологии и природным ресурсам».