Дмитрий Курочкин: Потенциал ускоренного промышленного развития страны – в реализации грамотной региональной промышленной политики

Не так давно состоялось заседание президиума Государственного совета России по вопросу развития промышленного потенциала регионов Российской Федерации. Торгово-промышленная палата имеет отношение к подготовке, проведению этого заседания?

Да, конечно, притом – самое непосредственное.

В заседании Госсовета России участвовал, выступал на нем президент ТПП РФ Сергей Катырин. Причем высказанные им предложения были поддержаны Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

Кроме того, показательный факт – участников заседания на производственной площадке «Ростсельмаша» принимал председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин, который также выступал на заседании Госсовета, правда, про свое, наболевшее – как дополнительно поддержать отечественное сельскохозяйственное машиностроение.

ТПП РФ приняла активное участие в подготовке материалов к заседанию Госсовета РФ. В рабочую группу Госсовета были направлены обобщенные предложения, полученные от палат, комитетов и советов, организаций – членов ТПП РФ. Свои предложения в Палату представили полтора десятка торгово-промышленных палат из промышленных регионов Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири, Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, Экспертный совет ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, Комитеты ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, по энергетической стратегии и развитию ТЭК, по предпринимательству в лесопромышленном комплексе, по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности, по содействию профессиональному и бизнес-образованию, по предпринимательства в сфере спорта, а также организации-члены ТПП РФ, среди которых Национальная конфедерация упаковщиков, Лазерная ассоциация, Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, ОАО «РЖД», ПАО «Газпром нефть», ГМК «Норильский никель», АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».

Большое число предложений Палаты, касающихся стратегического планирования, учета межрегиональных и межотраслевых балансов, инвестиционной, налоговой политики, деятельности институтов развития, внешнеэкономической деятельности, то есть практически всех сфер экономической деятельности в целом, были учтены в докладе рабочей группы Госсовета.

Какие наиболее интересные предложения ТПП РФ вошли в доклад рабочей группы Госсовета?

В докладе рабочей группы Госсовета несколько страниц целиком написаны «коллективным разумом» Торгово-промышленной палаты России.

Например, о том, что необходимо разработать долгосрочную (на 25-30 лет) единую государственную промышленно-финансовую политику размещения и развития региональных производительных сил на основе современных инновационных технологий и продукции.

Что необходимо осуществить глубокое изменение стратегии развития транспорта, транспортной инфраструктуры, дорог и путей сообщения, перейдя от политики максимизации доходов бюджета в транспортной отрасли к политике создания благоприятных транспортных условий опережающего развития иных отраслей экономики, а особое внимание уделить развитию региональной малой авиации.

Что необходимо применение методов, обоснованных экономической наукой и используемых промышленно развитыми странами мира, – стратегического планирования, экономико-математического моделирования, расчета оптимального варианта развития на основе транспортно-экономического баланса, топливно-энергетического баланса, межрегиональных и межотраслевых балансов.

Палата предложила подготовить специальные государственные программы промышленного развития «монорегионов» – отдельных депрессивных регионов, имеющих значительное количество моногородов, прекративших деятельность промышленных предприятий и не располагающих собственным экономическим потенциалом для индустриального и агропромышленного развития.

Мы считаем, что удовлетворить потребность России в развитии инфраструктуры сможет лишь стабильный приток частных инвестиций. Однако большинство частных фондов нацелено на получение прибыли в краткосрочном периоде, в то время как период окупаемости инфраструктурных проектов может достигать нескольких десятилетий. Мировой опыт решения этой проблемы указывает на применение такой модели финансирования проектов, при которой частный инвестор сам бы вкладывал свои деньги в создание необходимой инфраструктуры для будущего производства, а государство из дополнительных доходов, сгенерированных новыми предприятиями, возвращало бы эти деньги частному инвестору. Такая модель работает во многих странах и известна под именем TIF (Tax Increment Financing, механизм отложенных налоговых платежей) как метод финансирования публичных инвестиционных проектов за счет роста местных налоговых доходов.

Необходимо вести грамотную региональную политику в части предоставления налоговых льгот и преференций. Так, в частности, целесообразно рассмотреть вопрос введения региональной льготы по налогу на движимое имущество налогоплательщиков, поскольку с 1 января 2018 года соответствующая федеральная налоговая льгота будет отменена, а право ее введения передается властям региона. В этой части также можно предусмотреть и иные льготы, направленные на развитие промышленного производства, например, освободить от налога на имущество объекты основных средств, находящихся на консервации и реконструкции, предоставить льготы для производителей и потребителей импортозамещающей продукции и др.

Зарубежная практика последних десятилетий показывает, что для привлечения дополнительного финансирования, поддержания уровня ликвидности, ускорения оборота финансовых ресурсов и минимизации рисков на финансовых рынках достаточно эффективно применение такого инновационного финансового инструмента как секьюритизация.

Представители бизнес-сообщества и банков считают необходимым создание обособленного гарантийного фонда и механизмов покрытия разрывов при реализации проектов.

Предлагаем также выделить в отдельную категорию, установить отдельный порядок регулирования для банков, осуществляющих финансирование промышленных проектов

Настаиваем на значительном увеличении капитализации Фонда развития промышленности, масштабировании практики и механизмов его деятельности на другие институты развития.

В сфере внешнеэкономической деятельности предлагаем провести модернизацию пунктов пропуска с применением механизмов государственно-частного партнерства в целях ускорения прохождения грузов через границу, принять меры по сокращению перечня обязательных документов, предоставляемых экспортерами в рамках валютного контроля, до одного документа – счета/инвойса, а также исключению избыточных требований при возврате валютной выручки при экспортной деятельности.

Вряд ли смогу перечислить всё, это – основные наши предложения, отраженные в докладе рабочей группы Госсовета.

О промышленной политике, как важнейшей составляющей государственной стратегии, говорят сравнительно недавно. Какое место эта проблематика занимает в программах деятельности ТПП РФ?

Работа по реализации промышленной политики, направленной на инновационное развитие и технологическую модернизацию производства, является одной из приоритетных задач ТПП России.

В 2014 году принят Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который стал правовой основой новой промышленной политики, установившей формы, инструменты и меры государственной поддержки развития промышленности.

Будет уместным напомнить, что именно ТПП России выступила в свое время инициатором концепции законопроекта. Системная работа по ее подготовке началась еще в 2004 году.

Региональная промышленная политика представляет собой комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала региона, обеспечение производства на его территории конкурентоспособной промышленной продукции. Необходимость формирования в регионах целенаправленной промышленной политики объясняется усилением роли субъектов Российской Федерации в обеспечении устойчивого социально-экономического развития всей страны.

Сегодня многими экспертами отмечается тот факт, что существует необходимость в принятии регионом закона о промышленной политике, который стал бы неким фундаментом, определяя цели, задачи и приоритеты региональной промышленной политики, полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при ее реализации, основные принципы и формы государственной поддержки субъектов промышленной деятельности. Эту точку зрения разделяет и ТПП РФ.

Активную работу по реализации промышленной политики ведут территориальные палаты. В мае 2016 года Тульская ТПП выступила с инициативой создать на базе Палаты центр, координирующий совместную работу малых, средних и крупных промышленных предприятий. Основная задача Центра – квалифицированная оценка деятельности производственных структур региона, их потенциала, мощности и возможности работы на перспективу в связке с лидерами регионального и отечественного масштаба в приоритетных для области отраслях специализации – машиностроительной, металлургической, химической и других.

В июне 2016 года при ТПП Саратовской области создан Совет по экономическому развитию – общественная структура, основной целью которой является оказание содействия формированию региональных стратегий в сфере промышленной, инновационной, инвестиционной политики. Работа Совета началась с обсуждения проекта регионального закона «О промышленной политике в Саратовской области». Выработанные Советом замечания и предложения были направлены в Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям Саратовской областной думы.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации об участии ТПП РФ в подготовке комплексного плана действий Правительства Российской Федерации на 2017-2025 годы в Палате на базе Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России с участием территориальных палат, отраслевых предпринимательских объединений и научных организаций был подготовлен проект принципов Стратегии экономического развития России до 2025 года.

Принципы Стратегии поддержали ведущие ассоциации производителей реального сектора экономики, такие как Ассоциация «Росспецмаш», Союзлегпром, Масложировой союз, Ассоциация текстильщиков России, Российский союз предприятий химического комплекса и целый ряд других.

30 мая 2017 года проект принципов Стратегии экономического развития России до 2025 года был направлен Президенту Российской Федерации В.В.Путину.

В настоящее время Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России работает над докладом «О состоянии конкурентоспособности экономики России в 2017 году», который будет представлен коллегиальному органу управления – Совету Палаты. Предполагается, что доклад станет ежегодным аналитическим документом Палаты.

Какой инструмент развития промышленного потенциала регионов России Вы считаете наиболее эффективным?

Наиболее эффективным инструментом поддержки промышленного развития регионов России мы считаем Фонд развития промышленности, кстати – довольно молодой институт, работает только с 2015 года.

В феврале 2016 года нами подписано Соглашение о сотрудничестве с ФРП, и оно успешно выполняется. Более того, с каждым годом наше сотрудничество охватывает всё новые и новые направления.

Программы Фонда позволяют российским предприятиям получить доступ к льготному заемному финансированию, необходимому для запуска производств уникальных отечественных продуктов, а также аналогов передовых международных разработок.

ФРП предоставляет займы под 1% и 5% годовых сроком до 7 лет в объеме до 750 млн. руб., стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

Эти условия можно назвать уникальными для нашей страны.

Каковы результаты взаимодействия ТПП РФ и ФРП?

За время работы Фонда, в 2015-2017 годах, рекомендовано системой ТПП РФ и одобрено к финансированию Экспертным советом ФРП 173 проекта из 51 региона России.

Наиболее успешны ТПП Нижегородской области и Уральская ТПП (Свердловская область) – по 11 проектов, Южно-Уральская ТПП (Челябинская область) – 9 проектов, ТПП Республики Татарстан, Пермская и Санкт-Петербургская ТПП – по 8 проектов.

Эксперты ТПП РФ на регулярной основе осуществляют выезды в регионы, встречаются с предпринимателями – получателями поддержки ФРП и теми, кто только планирует подавать заявки. Палаты в регионах адресно работают с предпринимательским сообществом, а мы постоянно информируем предпринимателей о возможностях, которые предлагает Фонд.

В 2017 году ТПП РФ совместно с ФРП на постоянной основе проводили семинары-совещания, круглые столы в субъектах Российской Федерации по вопросам взаимодействия с Фондом развития промышленности. Практика будет продолжена и в 2018 году, например уже в январе т.г. такие мероприятия состоялись в Омской и Рязанской областях.

В апреле 2017 года вышел Сборник лучших региональных промышленных проектов, инициированных или поддержанных системой ТПП России и профинансированных Фондом развития промышленности, в котором обобщается опыт работы в различных отраслях и регионах. Это хороший пример того, что поддержка Фонда реальна и доступна.

Сейчас готовится издание аналогичного сборника по итогам 2017 года.

Отдельно необходимо отметить активную работу по развитию системы региональных фондов развития промышленности. Сегодня создано 39 региональных фондов, при этом соглашения с ФРП, дающие возможность участвовать в софинансировании проектов, подписали 28 из них.

Торгово-промышленные палаты способствуют организации региональных ФРП в субъектах РФ. Одна из основных сложностей в создании РФРП – обоснование необходимости запуска инструмента совместного финансирования ФРП и РФРП. Территориальные ТПП формируют потребность со стороны промышленных предприятий в инструменте совместного финансирования, проводят независимую экспертизу заявок c привлечением отраслевых экспертов, в том числе на безвозмездной основе для предприятий-членов ТПП. Руководители торгово-промышленных палат, как правило, входят в руководящие органы региональных ФРП.

Отмечу, что среди лауреатов специального проекта «100 проектов под патронатом Президента ТПП РФ», приуроченного к 100-летию учреждения торгово-промышленных палат в России и призванного поддержать деятельность лучших предприятий, в первую очередь, – в регионах страны, есть предприятия, получившие финансовую поддержку Фонда развития промышленности. Это АО «Новозыбковский машиностроительный завод» (г. Новозыбков, Брянская обл.), ОАО «КЭМЗ» (г. Ковров, Владимирская обл.), АО «Русская кожа» (г.Рязань), ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (г. Шуя, Ивановская обл.), АО «КЭАЗ» (г. Курск), АО «НЭВЗ-КЕРАМИКС» (г. Новосибирск), ОАО «Завод бурового оборудования» (г.Оренбург).

Можете рассказать о конкретных «историях успеха» совместной работы ТПП РФ и ФРП? 

Да, и их немало.

Это предприятия, получившие финансовую поддержку ФРП и уже достигнувшие в реализации своего проекта стадии производства, то есть фактически добившиеся поставленной цели.

Например, предприятие «НЭВЗ-Керамикс» при поддержке Новосибирской городской ТПП и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности запустило в Новосибирске производство современных и надежных эндопротезов тазобедренного сустава, срок службы которых в 2 раза превышает имеющиеся аналоги и достигает 20 лет.

Проект общей стоимостью 226,8 млн рублей был реализован при участии Фонда развития промышленности. ФРП предоставил предприятию 150 млн рублей под 5% годовых сроком на 5 лет. Финансирование было осуществлено в рамках флагманской программы Фонда «Проекты развития». Организация российского производства керамических протезов позволит, помимо замещения зарубежных аналогов, снизить количество повторных операций, которые приходится проводить при использовании металлических моделей с более низким качеством. Сегодня в России потребность в эндопротезах с высокими показателями продолжительности эксплуатации почти полностью покрывается импортной продукцией. Предприятие в ближайшие годы планирует занять до 20% рынка эндопротезов тазобедренного сустава.

ТПП Самарской области и ТПП г. Тольятти поддержали аккумуляторный завод «АКОМ». В настоящее время группа компаний «АКОМ» реализует проект по разработке и производству аккумуляторных батарей на сумму 1,2 млрд рублей, из них сумма займа ФРП составляет 500 млн рублей.

В рамках проекта компания планирует увеличить свою долю на рынке аккумуляторных батарей с 18% до 26% к 2018 году, частично потеснив иностранных производителей, чья доля на российском рынке составляет около 30%. Для этого будет дооснащено производство и организован выпуск новых видов аккумуляторов. Технические параметры будущего продукта существенно превысят импортные аналоги и аккумуляторные батареи будут служить до трех раз дольше обычных кислотных батарей, иметь повышенную плотность хранения энергии и быстро заряжаться. Кроме того, они обеспечат до 100 тысяч циклов запуска автомобильного двигателя (на сегодняшний день у лидеров отрасли этот показатель не превышает 40 тыс. циклов). Потребители продукции – владельцы автомобилей, а также предприятия энергетики, телекоммуникаций, транспорта и связи. Компания планирует участвовать в создании систем распределенного резервирования энергии и инфраструктурных проектах.

Совсем недавно я побывал на одном из лучших предприятий отрасли – АО «Русская кожа». Рязанская ТПП, Комитет ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности поддержали современное производство натуральных кож высокого качества для внутренней отделки автомобилей. Сумма займа составляет 190 млн.руб.

Компания «Русская кожа» открыла высокотехнологичное производство экологически-безопасных кож, не имеющих отечественных аналогов по качеству. Среди конкурентных преимуществ – стойкая окраска, устойчивость к растягиванию, износоустойчивость, воздухопроницаемость. При этом кожи компании обладают способностью восстанавливать первоначальную форму после давления и устойчивы к химическим растворителям.

На сегодняшний день в России не существует ни одного производителя кожи, обладающего опытом и технологической базой для индустриального выпуска автомобильных натуральных кож. Развитие проекта позволит иностранным автокомпаниям, производящим автомобили с кожаным салоном, выйти на более глубокий уровень локализации.

«Русская кожа» предполагает к 2021 году занять до 48% российского рынка натуральных автомобильных кож.

ТПП Нижегородской области поддержала компанию «НПО Мехинструмент», которая запустила серийное производство кабин из российских комплектующих для тракторов европейской марки Deutz-Fahr. Стоимость проекта составила 102,7 млн рублей, из которых 51 млн рублей предоставлен ФРП в виде льготного займа сроком на 5 лет.

Новое производство позволит довести уровень локализации трактора серии Agrolux до 60%. На заемные средства Фонда компания приобрела современное оборудование, которое позволило унифицировать технологические процессы и наладить импортозамещающее производство кабин из российских комплектующих. В кабине созданы удобные условия работы для операторов: установлена система кондиционирования, мультимедийная система, комфортабельное подрессоренное сиденье, простые в эксплуатации системы управления. Были успешно проведены испытания на прочность кабины и безопасность оператора.

На сегодняшний день в России специализированное производство кабин в сегменте тракторов с мощностью двигателя 80-100 л.с. не существует, что делает проект компании «НПО Мехинструмент» уникальным для России. Кабина трактора является одним из важных элементов локализации иностранных тракторов на территории нашей страны. Эти машины разработаны специально для служб ЖКХ и фермерских хозяйств.

В той же Нижегородской области на стадию производства вышло  ЗАО «Реал-Инвест» (Балахнинский район, пос. Гидроторф) – предприятие по производству резервуаров для хранения сжиженных углеводородных газов (газгольдеров). Газгольдеры необходимы для решения проблем газификации районов, где отсутствует газопровод или подключение к нему экономически нецелесообразно. Реализация проекта позволит обеспечить потребителей автономными системами газоснабжения российского производства высокого качества по доступной цене, тем самым полностью отказаться от импорта этой продукции.

Перечисление подобных «историй успеха» можно было бы продолжить.

В заключение скажу, что Торгово-промышленная палата Российской Федерации, объединяющая сегодня 181 торгово-промышленную палату и представленая практически во всех субъектах Российской Федерации, имеет значительный потенциал и возможности для участия в работе по формированию и реализации промышленной политики в регионах, развитию региональной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности, что закреплено в Приоритетных направлениях деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2016-2020 годы.



http://mirziamov.ru