Губернаторы засобирались в теплые края — в Сочи открывается 17-й Международный Инвестиционный форум. Главная тема панельных дискуссий и презентаций — стратегии развития регионов.

Если большинство губернаторов подошли к участию на одной из масштабных в стране площадок презентаций инвестиционного и экономического потенциала регионов достаточно традиционно, если не сказать шаблонно, — подготовили красивые информационные стенды, кипу договор о сотрудничестве с другими регионами и даже инвесторами на умопомрачительные суммы, написали убедительные речи и доклады, то самую громкую информационную подготовку к форуму провели в Сибири. За неделю до Форума врио губернатора Красноярского края Александр Усс встречался с Владимиром Путиным и получил президентское одобрение проекта экономической зоны «Енисейская Сибирь».

Проект Енисейской экономической зоны — это попытка объединения экономических потенциалов Красноярского края, Хакасии и Тувы. Цели заявлены благие и с далекой перспективой — развивать межрегиональное сотрудничество крупных предприятий «для повышения экономической активности регионов Сибири». Конечно, до уровня незабвенной Уральской республики Э. Росселя проект не дотягивает — не хватает выраженного акцента регионального сепаратизма, но шума в сибирских регионах инициаторам проекта наделать удалось.

Александр Усс уже похвастался, что Президент собственноручно начертал на его письме с просьбой присвоить «Енисейской Сибири» статус приоритетного проекта резолюцию Д. Медведеву проработать инициативу на уровне правительства. Очевидно, что пока чиновники разных федеральных министерств и агентств будут кропотливо изучать документы по проекту, тема «экономического светлого будущего» для приенисейских регионов получит свое продолжение и будет раскручиваться до предстоящих в сентябре выборов губернатора края и, в частности, на апрельском экономическом форуме в Красноярске.

Реакция других участников проекта была более сдержанной и прагматичной. Глава Тувы Шолбан Кара-оол в своих комментариях сделал упор конкретную выгоду от реализации новых межрегиональных проектов для своей республики. Так, благодаря новому терминалу аэропорта «Красноярск» и новой взлетно-посадочной полосе в аэропорте Кызылаи, да и модернизации транспортной инфраструктуры регионов в целом жителям республики станут более доступны услуги высокотехнологичных медицинских центров Красноярска, а продукция промышленно развитого Красноярского края получит выгодный транзит на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона через Тыву. При этом Шолбан Кара-оол надеется, что республика станет равноправным партнером в этом проекте.

На равноправное сотрудничество рассчитывает и глава Хакасии Виктор Зимин. Он также сделал упор на развитие транспортной инфраструктуры, в частности, поделился ближайшими перспективами: «Общими усилиями мы с большей вероятностью сможем пролоббировать проект железной дороги в  республику Тыва, в регион с баснословными запасами угля, меди и другими полезными ископаемыми. Отсутствие железной дороги затрудняет экспорт. С учетом ее строительства — это будет сделать проще, а там недалеко Монголия и Китай – туда также нужен выход железной дороги. Таким образом, мы сократим на 2,5 тысячи километров путь всех грузов, которые идут с Запада и Сибири до Китая и обратно».

Как будет развивать очередной громкий межрегиональный проект, покажет время, но уже сейчас очевидно, что стартовые возможности у трех регионов разные. Кто из них получит больше выгод от такой кооперации, кто будет заряжающим, а кто подносить снаряды, кому держать ответ в случае провала — на эти и другие вопросы предстоит ответить самим инициаторам проекта.

Тем более, что скептиков и противников особой енисейской экономической зоны хватает. Так политолог Анатолий Савостин считает, что Енисейская экономическая зона де-факто уже существует:

«Красноярский край и Хакасия и так в целом хорошо в экономическом смысле интегрированы, а Тува в силу определенной специфики несколько обособлена, и для самой республики — это большая проблема, но решать её нужно не в таком контексте».

А инициативу красноярского губернатора политолог скорее склон считать предвыборной риторикой, за которой не очень много содержательного  

Руководитель Красноярского крайкома партии «Коммунисты России» Андрей Селезнёв хоть и поддерживает проект в целом, но считает, что без политического объединения регионов эффективно решать проблемы экономической кооперации вряд ли получится.

Вспоминается, как почти четыре года назад Глава Башкортостана Рустэм Хамитов, выступая на очередном межрегиональном собрании губернатор, не без горечи заметил:

«У нас заключено свыше 60 межправительственных соглашений с субъектами России. Но скажем честно: пока, к сожалению, многие наши замечательные межрегиональные проекты так и остаются на бумаге только потому, что мы зачастую не можем выстроить по-настоящему эффективное взаимодействие. Заключая соглашения между регионами, в лучшем случае, обмениваемся визитами на официальном уровне или организуем встречи предпринимательских сообществ. Редко доводим эту работу до реализации крупных взаимовыгодных проектов на нашем с вами, государственном уровне».

Время идёт, а благие мечты и надежды наших губернатор не меняются, подходы к решению проблем регионов остаются прежними.

Еще по теме:

Вадим Панов