Налоговый маневр, предложенный представителями «Деловой России», похоже, так и не будет реализован. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что «самый главный маневр – это сохранение нынешних страховых взносов».

Напомним, что в конце 2011 года «Деловая Россия» предложила провести налоговый маневр, который заключался в перераспределении налоговой нагрузки, чтобы малый и средний бизнес, а также перерабатывающие производства получили толчок к развитию. Для развития реального производства предлагалось ввести схему «15–15–15», при которой налоги на прибыль, НДС и страховые взносы устанавливалась на уровне 15%. Компенсировать снижение ставок предлагалось за счет повышения акцизов на табак и алкоголь, налогов на добычу полезных ископаемых и на недвижимость.

«Мы считаем, что сегодня уровень налоговой нагрузки на бизнес не соответствует задачам развития экономики, – пояснял председатель организации «Деловая Россия» Борис Титов. – Фискальная нагрузка вынудила бизнес уходить из России. Мы видим это по оттоку капитала. За первый квартал 2012 года отток капитала составил около 35 миллиардов долларов. Бизнес уходит как в дальнее, так и в ближнее зарубежье. Например, из Волгограда бизнес массово ушел в Казахстан. Для сравнения: в Казахстане страховые платежи составляют 11%. При таком развитии событий в России скоро, кроме сырья, никого не останется, даже парикмахеров».

Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил подготовить предложения по совершенствованию налоговой системы. Однако спустя месяц в одной из своих предвыборных статей В. Путин несколько по-другому определил содержание налогового маневра: он писал, что налоги на обрабатывающий и инновационный сектора экономики не будут снижены, а останутся на нынешнем уровне.

На прошлой неделе, об этом же заявил министр финансов Антон Силуанов. «Налоговый маневр будет реализован с 2013 года. Самый главный маневр у нас какой? Это сохранение страховых взносов. С 2014 года мы не будем увеличивать ставку», – подчеркнул он.

Кроме этого, В. Путин предлагал ввести, так называемый, налог на роскошь, который обяжет владельцев дорогой недвижимости и транспортных средств платить взносы. А Минфин говорил о возможности освободить от налогов дорогостоящее производственное оборудование (движимое амортизируемое имущество). Но все эти предложения, по словам экспертов, носят лишь корректирующий характер. А чтобы усовершенствовать налоговую систему, нужна структурная реформа.

«Надо пересмотреть, куда вкладываются деньги. Если они вкладываются в строительство новых газо- и нефтепроводов, то, конечно, экономика будет работать на то, чтобы эти трубы заполнялись экспортными газом и нефтью. Также нужны эффективная политика по защите конкуренции, эффективная административная реформа», – перечисляет директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. Он напоминает, что в России 80% бюджетных обязательств носят неснижаемый характер, а бюджет планируется дефицитным, даже несмотря на очень высокие цены на нефть. «Наивно полагать, что в таких условиях снизят налоговую нагрузку на обрабатывающий сектор и перераспределят ее на добывающие отрасли. Да и обещание Минфина не повышать в будущем ставку страховых взносов тоже вызывает сомнения», – отмечает эксперт.

Аналитик компании «Allianz РОСНО Управление Активами» Ариэл Черный соглашается с мнением, что нельзя одномоментно изменить налоговую систему. «Сырьевая модель российской экономики формировалась не один десяток лет, и наивно было бы надеяться, что сейчас можно как-то «правильно» переписать Налоговый кодекс, чтобы экономика быстро стала диверсифицированной и эффективной». По словам А. Черного, в первую очередь, необходимо усовершенствовать саму организацию налогообложения. «Реформы должны быть направлены на повышение эффективности системы в целом», – добавил эксперт.

Анастасия Мусина