Президент РФ Дмитрий Медведев поддержал поправки в законопроект о выборах губернаторов, которые предполагают введение муниципального фильтра для отбора кандидатов на пост главы субъекта РФ. Наличие фильтра позволит избежать участия в выборах «проходимцев и аферистов», – поясняют авторы поправки. Главный редактор медиа-холдинга «Регионы России» Ольга Чернокоз прокомментировала поправку в законопроект, пояснив, что введение муниципального фильтра только усложнит процедуру выборов.

– В ближайшее время в России будет изменен порядок приведения к власти глав регионов. А именно, они будут опять избираться. С фильтром или без фильтра, не столь важно. Готовы ли власть и общество перейти на качественно новый уровень развития федерализма в России, или все опять повторится? 

Ситуация усложняется также и принятием закона, упрощающего процесс регистрации партий. Теперь губернаторы наверняка озадачатся созданием собственных партий. Зарегистрированные как федеральные такие партии, по сути, останутся региональными. А это, в свою очередь, может привести к усилению сепаратистских настроений.

Прогубернаторские общественные движения сегодня есть практически во всех регионах. Ряд из них будут регистрироваться как партии, которые смогут выдвигать своих кандидатов на пост губернатора. Возможно, что главы субъектов с крепкими межрегиональными связями будут объединяться в политические структуры именно для того, чтобы выигрывать выборы в своих регионах. Возможно, также новоиспеченные партийные течения будут предлагать свои лоббистские услуги губернаторам.

Именно на почве прогубернаторских партий возникает угроза сепаратизма. К сожалению, наша федеральная власть никогда не могла противопоставить сепаратизму реальный федерализм, пока еще нет такого опыта. И вина в этом не только федеральной власти. Общество в целом еще только дорастает до осознания реальной демократии не как перечня прав, а как совокупности обязанностей или комплексов ответственности.

Сегодня же выборы глав регионов вводятся скорее поздно, чем рано. Над этим вопросом власти следовало задуматься раньше. Но у нас, как всегда, все происходит, пока гром не грянет. Предпосылка к введению выборности скорее одна, чем много. И состоит она в неэффективности управленческой вертикали, которая совершенно перестала за 10 лет выполнять задачи, стоящие перед страной. Федеральная власть сама не скрывала раздражения данными фактами и, как перчатки, меняла глав регионов.

Рекордом пребывания назначенца на должности главы региона стал пример главы Амурской области Николая Колесова – 1 год. Колесов трудился в должности амурского губернатора в 2008г. Губернатор серьезно не поладил с местными элитами, посчитав, что ему все позволено, так как за ним стоит президент и друг Сергей Чемезов.

28 февраля этого года президент Дмитрий Медведев принял досрочную отставку губернатора Приморского края Сергея Дарькина по собственному желанию. Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев сообщал, что «собственное желание» Дарькину было спущено сверху, и его отставка была давно ожидаемой. Дарькин возглавлял регион более 10 лет. Все последние годы администрацию Приморского края сотрясали громкие коррупционные скандалы. Самое серьезное обвинение против Дарькина – фактический срыв важнейшего не только для Приморья, но и для всей РФ проекта – подготовки к саммиту АТС-2012. О срыве саммита говорили, когда в середине декабря 2011 года во Владивостоке сгорел мост через бухту Золотой рог, строительство которого было приурочено к саммиту и потребовало 18 млрд рублей, в том числе 12 млрд бюджетных средств.

Особенно активизировалась тенденция снятия или добровольного ухода в отставку по настойчивому желанию центра глав регионов в последнее время. Снять центру хотелось уже всех, а тут еще предлог подвернулся – скоро вступит в силу Закон о выборности глав регионов! Надо срочно назначить до этого в ключевых регионах глав по старому закону, а то не ясно, что там с этими выборами будет! 

Тема с введением фильтра – не президентского (что действительно смешно), а муниципального – это желание себя обезопасить. Только эксперты, предлагающие такие схемы, опять не видят дальше собственного носа. Вместо безопасности, опять будут получены проблемы и лишняя головная боль, как это было с праймериз Единой России. Тогда нагородили такую систему, которая с одой стороны должна была обеспечить демократию, с другой – сохранить контроль. Второй вариант, разумеется, доминировал – все равно прошли кандидаты, согласованные центральным руководством. Но при этом региональные и местные отделения получили такие серьезные проблемы с организацией системы демократического прикрытия, что не скрывали эмоций. Как рассказал нам наш собеседник – единоросс, «вместо того, чтобы работать с людьми в период выборов, мы устраивали никому не нужные шоу в виде праймериз. На праймериз надо было и нужных выборщиков найти и нужных кандидатов». Думается, что с муниципальным фильтром получится нечто такое же. Любит у нас власть усложнять себе жизнь.

Хотя время покажет. Возможно, все ненужные процедуры и институты отпадут, и система наконец-то заработает. 



Ольга ЧЕРНОКОЗ