Локальная экономика, или получите что-нибуть нужное; например знания по ИС (интеллектуальной собственности)

Сегодня все себе задают вопрос: ГДЕ СВЕЖАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА? – которая бы предложила выход для заблудшей мировой экономики в глобальном кризисе и российской экономики в том числе. Современная экономическая теория сегодня не изобрела новых парадигм, а современные, для нас уже совершенно утопичные, остаются для науки справедливыми…но существуют «истины нетленные в веках», «теория обновления общества», или показатели – степени сбалансированности распределения земных благ между живущими» или идея Блага. Исторически среди всех феноменов и институтов общества эта идеология родилась первой, и потому ее называли идея идей, поскольку человек, образно говоря, произошел от идеи. Именно идея подняла человека над животными, и условно можно сказать, что она родила и сформировала человека в процессе его адаптационной, мыслительной и трудовой деятельности. Потом от идеи идей, спустя тысячи лет, отпочковалась философия как способ осознания себя и всего вокруг себя, где мысль и идея были способом, но не объектом. Ведь объекты мы создаем сами, говорю об этом исходя из собственного практического опыта. Ведь как любой предприниматель, у которого сегодня есть миллион и бизнес-идея, в которую он ВЕРИТ, ты на порядок перспективнее того, у которого есть 100 миллионов и беззастенчивое желание превратить  их в миллиард. Модное нынче в России направление «инновации» обретает свою нишу в развитии среднего и малого бизнеса. Если у нас до 2010 года 99,6% идей просто умирали, то сейчас ситуация ощутимо требует обновления.  Причем инновации являются одним из самых, на мой взгляд, приоритетных  и по-настоящему перспективных направлений для малого и среднего бизнеса в Свердловской области, да и по стране в целом. Однако никакой «эффективностью работы» кризис уже не преодолеть, время упущено, доверия предпринимательского населения  нет,  у населения растут ожидания не улучшения работы государственного аппарата, а смены власти и научных элит вообще.

Революции происходят там, где долго накапливается напряженность – моральная и интеллектуальная. Эволюционное обновление – это наиболее естественное обновление и упорядоченное обновление системы через общественное осознание мирным и рациональной заменой ее отдельных устаревших элементов на новые или обновленные, выращенные обществом (запрос снизу). Эволюция – это естественный процесс взросления и развития общества,  самопроизвольный в рамках сложившихся условий. 

В промышленной Свердловской области сложилась многоуровневая система профессионального образования различных форм собственности, способная обеспечить экономику высококвалицированными кадрами. Но для того чтобы система профессионального образования могла учитывать меняющиеся требования к квалифицированным кадрам и от «догоняющего» характера обучения перейти к опережающему обучению, необходим новый, соответствующий механизм. В условиях перехода к инновационной экономике особое значение приобретает создание инструментария регулирования процессов подготовки кадров, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое и научно- техническое развитие страны. 

И вот здесь возникает еще один вопрос: ЧЕМУ УЧИТЬ? Наш ответ прост: новой культуре отношения к человеческому творчеству и интеллектуальному потенциалу.

К урокам возникновения и эволюции института интеллектуальной собственности можно отнести следующие.

1. Мировой институт интеллектуальной собственности является общецивилизационной, естественно возникшей и развивающейся системой интеллектуально-социальных отношений и практической ветвью платоновской Теории идей.

Известный всем специалистам по интеллектуальной собственности один из первых нормативных актов по стимулированию инноваций, замещающих импорт путем поддержки внутреннего производства, – Положение Веницианской Республики, названное «Парте Венециана». Оно было принято в 1474 г. Его появление оказалось неслучайным, поскольку в соседней и более богатой Флоренции незадолго до этого Марсилио Фичино перевел Платона и его Теорию идей на европейские языки, вновь открыл Платоновскую академию, обучал наукам, стимулировал изобретательство и вдохновил Леонардо да Винчи на создание своей академии, обучающей художественному и изобретательскому творчеству. Теория идей здесь пустила свои глубокие исторические корни и реализовалась в виде первого юридического документа, впоследствии  морскими путями распространившегося в Западную Европу и Англию. Дальнейшая судьба изобретательской монополии хорошо известна.

2. Основным назначением развития института интеллектуальной собственности как всемирного института прав является постоянно обновляемая экономика. Эту систему ныне быстро развивающихся интеллектуально-социальных отношений можно образно представить в виде специфического, вечно живого растения или организма, реализующего идеи Блага во всех мелких, средних и крупных процессах деятельности общества. Процедуры  формирования и коммерциализации интеллектуальных продуктов и технологий постепенно становятся фарватером развития всей цивилизации и основным фактором всеобщей объективно развивающейся глобализации.

3. Развитие общей идеи  Блага и множества составляющих ее мелких идей и их механизмов осознания, формализации и коммерциализации происходит по вектору развития Блага «от материального – к нематериальному» и обратному ему вектору в возвратно- поступательном режиме. Сначала человечество миллионы лет накапливало  небольшой рационализаторский опыт материализации очень мелких рационализаторских идей Блага, затем за последние несколько тысячелетий возникли экономико-правовые механизмы, стимулирующие формализацию и использование идей Блага на основе более сложных технических решений. Затем зародился инструментарий управления идеями и его методология как междисциплинарная наука об идеологизации идей Блага в обществе. Сегодня мир находится в самом начале третьего этапа этого всеобщего благопреобразовательного процесса, который начинает строиться на основе научной идеологизации общества, ориентированной на инновации.

4. Ликвидация в 529 г. всех античных академий, и главной из них – Платоновской, стала поворотным событием в истории западной цивилизации. Тогда вместе с научно-образовательным учреждением, созданным для воспроизводства просвещенных монархов Запада, попутно была ликвидирована методология философского и зарождающегося научного воспроизводства в обществе идей Блага. Именно это событие надолго затормозило интеллектуальное развитие западной цивилизации и своевременно не позволило платоновской методологии идей естественным путем перерасти в институт интеллектуальной собственности. Это событие не позволило своевременно сформироваться  таким важным понятиям, как «цивилизационные проблемы» и «цивилизационные конфликты», сердцевиной которых являются некомпетентность властей и подделка всего ценного, что было в центре вопросов, обсуждаемых в Академии.

     Однако институт идей как генетически запрограммированное социальное растение все же появился с некоторыми вековыми задержками и большими человеческими издержками. И потому нынешнее вынужденное сужение проблемы интеллектуальной собственности до чисто юридических рамок – это лишь издержки начального этапа возникновения и развития всеобщего благопреобразовательного процесса, постепенно охватывающего все отрасли и сферы деятельности, все научные дисциплины и любые творческие процессы.

5. Анализируя исторические истоки зарождения и развития институтов авторского права, патентного права и прав на товарные знаки и прочие средства индивидуализации, возникшие в целях разрешения периодически накапливающихся сугубо цивилизационных Институт интеллектуальной собственности изначально формировался на основе стихийно возникавших цивилизационных конфликтов. Первые такие конфликты возникли по поводу ценности и подделки имени изготовителя какого-либо изделия, т.е. в сфере прав на товарные знаки. Они исторически наиболее древние, ранние, хотя юридически правовая база по охране и защите товарных знаков в истории института интеллектуальной собственности  возникла последней.

Институт авторского права на литературные, философские, религиозные, художественные и научные произведения стал формироваться после патентного вторым. Это была попытка установить подлинность содержания древних текстов, их подлинных авторов и реальные даты их создания. Пример тому – до сих пор неутихающие споры по поводу даты создания, авторства и достоверности текстов Библии и других религиозных шедевров.

Третьим по счету, также на многочисленных цивилизационных конфликтах в сфере производства и торговли, формировался институт патентного права. Однако он первым из трех названных был лигитимизирован как наиболее капиталоемкий, острый, более доказательный, конфликтный. Конфликты по поводу авторства и правообладания на эффективные технические решения стали разрешаться быстрее и проще, чем прочие.

    Отсюда следует весьма важный вывод: во-первых, технические проблемы и конфликты вокруг технических решений более очевидны и быстрее разрешимые в обществе. Во- вторых, опасно замалчивать  и не замечать проблемы, особенно цивилизационные, связанные с несправедливостью в сфере творчества. Чем глубже и старше по возрасту цивилизационная проблема, тем слабее ее разрешимость в сфере права. Чем больше и дольше властями игнорируется и не разрешаются реальные проблемы какого-то сообщества или целой нации, тем более живучими оказываются технологии их стихийного и, зачастую, аморального разрешения. Так они превращаются в негативные оттенки менталитета сообществ, наций и народностей. Но в конечном счете неразрешимые цивилизационные конфликты и деформированные социальные отношения в сфере интеллектуальной деятельности становятся важнейшей цивилизационной проблемой этих сообществ и наций.

6. Говоря о том, что государствами должны править мудрецы, Платон имел в виду как раз те цивилизационные проблемы, которые сегодня в мире  стоят наиболее остро – это прежде всего несоответствие определенной части формальной и реальной интеллектуальной элиты.  Чем больше расхождение, тем больше откладывается  и накапливается проблем в настоящем и будущем. Организации, территории и государства в результате дефицита компетентности руководителей превращаются в неконкурентоспособных по отношению к остальным организациям, территориям и государствам-лидерам в рамках не только локального, но и всего мирового сообщества. Все прочие проблемы неконкурентоспособных организаций, территорий и государств в основном вытекают из этой важнейшей цивилизационной проблемы. Здесь скрыта системная предрасположенность к социальным недугам, к этническим конфликтам, авариям, катастрофам, низким рейтингам, высокой смертности, низкому уровню жизни и всему прочему.

Несоблюдение платоновского наставления привело современное общество к состоянию, когда справедливым становится определение: «Государство есть совокупность отдельно взятых чиновников, придающих личным интересам статус общественной значимости», из которого автоматически следует задержка в развитии организаций, их отставание и неконкурентоспособность.

7. Теория идей, ныне отсутствующая в других странах, на российской почве может стать тем «уникальным зерном» взращивания всестороннего широкомасштабного преимущества за счет обеспечения подлинно научной управляемости цивилизационными процессами формирования экономики знаний. Путь этот лежит через формирование научной идеологии, через развитие технико-экономико-правовых отношений, через создание сети соответствующих научных и образовательных школ и обязательное обучение всех потенциальных и реальных руководителей в сфере инновационной экономики». (Б.Б. Леонтьев «Современная теория идей»).

Сегодня нужно найти в себе достаточно честности и храбрости, чтобы увидеть, что все происходящее вокруг нас создано нами. Ведь по мере развития сознания Человек может прийти к пониманию того, что он ответствен за все в этом Мире. Только приняв что-либо, сделав это своим, мы можем это изменить.

Возглавляя сегодня территорию Свердловской области, Александр Сергеевич Мишарин не только взял на себя ответственность за пространство  территории, но и проводит политику развития будущего, поддерживая проекты, имеющие цивилизационные масштабы. Вкладывая в создание «привлекательного образа» уральской территории  для жителей других стран образ «территории будущего», он уже сегодня инициирует решение сверхзадачи – «духовного лидерства» и, как следствие из этого, экономическое развитие.

Третий год в Екатеринбурге проходит конференция «ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТОЧЕК РОСТА В РЕГИОНАХ», тема этой конференции говорит о многом: « РЕШЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО БИЗНЕСА УРАЛА, ИНТЕЛЛЕКТ ГЛОБАЛЬНОГО БУДУЩЕГО В РАБОТЕ С МИРОВОЗЗРЕНИЕМ И МИРОПОНИМАНИЕМ», которую возглавляет губернатор. 

Поставленные вопросы глобальны для территории и для страны в целом;

 – последствия вступления России в ВТО и требования ВОИС к государственным       стратегиям интеллектуальной собственности,

– создание территориального органа, обеспечивающего стратегическое развитие интеллектуальной собственности  в регионе,

– выработка региональной стратегии интеллектуальной собственности со стороны госорганов, общественных организаций и бизнеса,

– поиск финансовых средств в Администрации региона для реализации стратегии  интеллектуальной собственности.

Но главная цель конференции: разработка и реализация государственной стратегии            интеллектуальной собственности в регионе. 

Не случайно происходящие сегодня мероприятия  происходят именно на уральской территории и имеют большое цивилизационное значение,  ведь базовое понимание «Современной теории идей» или методологические основы инновационной экономики – это продолжение курса развития самой территории – «ИННОПРОМ», «ЭКСПО- 2020», а  для этого можно просто заглянуть в историю.                                                                                    Ведь именно территория «Урала рождает Человека Воли», – эти огромные месторождения железа, титана и других руд делают его Волю несгибаемой и справедливым по отношению ко всем! Поэтому еще в древности он назывался «Каменный пояс», а в Великую Отечественную войну его называли «Кузницей Победы!», и сегодня в сложное для страны  и мира время здесь рождается Новая Духовная Парадигма, приемлемая для нашей великой страны и всего человечества.

В свое время, в процессе социологических исследований, наблюдались известные всем явления: в промышленных центрах приезжие со всего Союза (Норильск, Певек и др.) вынуждены были прекращать работу по причине плохого самочувствия из-за магнитных бурь. И, по признанию руководителей, на непрерывном производстве, возле мартенов, в частности, приходилось оставлять именно уральцев (!), также выяснилось, что общеизвестная высокая концентрация близко залегающих рудных тел на Урале создает особый геомагнитный фон, который формирует у наших жителей особую устойчивость к магнитным бурям космического происхождения.

Далее, была получена еще более поразительная информация: оказывается, в СССР войска самой повышенной боеготовности и ответственности – кремлевские, пограничные и десантные – на 60% формируются из жителей Уральского региона (составляющих всего 7–10% населения страны?) Почему?

А уже в годы перестройки, на волне распада советских Вооруженных Сил и медленного формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, у военкоматных кадровиков появился особый термин: «цементирование Уралом». В стремительно теряющую боеготовность часть очередной призыв новобранцев производили с Урала. И ситуация начинала выравниваться. Легко догадаться, почему? Это ответ на вопрос, почему сегодня здесь распаковываются  глобальные смыслы  – цивилизационные.

Итак: особая геомагнитная обстановка, уникальная климатогеография и ряд других, не менее важных качеств позволяют сделать вывод, что «опорный край Державы» формирует у проживающих (по крайней мере у квалифицированного большинства, не менее 75%) уникальные адаптивные способности. Причем, как у коренного населения, так и у приезжающих через несколько лет проживания.

Провозглашая принцип единого мирового пространства, где общественные явления зависимы от явлений естественных (от местности, климата), мы понимаем, насколько важен  геополитический вопрос самой территории, ее многонациональности, многорелигиозности и многогранности.

Для каждого нормального ума очевидно, что мы живем в эпоху интенсивного  и необратимого перехода в критическое состояние между двумя состояниями человеческого существования, или, по меньшей мере – новой социальной организации  Жизни. Так вот, Урал на карте мира – уже является таковым,  переход от национально-культурного  сознания к всеобъемлющему, глобальному или планетарному участию в «мировом сообществе». Урал – как плавильная печь: все, что попадает сюда, новые мысли, образы и идеи – становятся другим.

Только имея государственное мышление, можно осознать, что через интеллектуальное богатство и порядок любое общество формирует и реализует все свои материальные и нематериальные блага. Логика развития общественных отношений, обеспечивающих стабильный рост и высокое качество сохранения и преумножения его материальных и нематериальных благ, может быть хорошо организованной через Фонд «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БОГАТСТВО УРАЛА И РОССИИ». Первыми проектами которого могут стать;

– «СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ИДЕЙ» – методологические основы инновационной экономики.

– «Проект национальной идеи «Россия – страна Белых Ворон», идентификация развития населения с территорий и пространством.

– «Международный культурный проект» – Internationalculturalproject «BooksoftheWorld» – мы все – страницы книги.

– «Международный  туристический проект «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ» – жизнь человека – это путь, на котором вершится его судьба, закладка основы унифицированного «глобального человечества».

– «Уральский миф. Создание мифологем как фактор успешного брендинга».

и .т.д.

 

Директор по развитию ОП «Урал-ВЭБИС» Ермакова Вера Васильевна, председатель Комиссии по вопросам культуры Центра Общественных связей Свердловской области.

www. ural-vebis.ru; e-mail. k3000t@yandex.ru.