Участие в работе заседания приняли члены Общественной палаты Российской Федерации и Волгоградской области, а так же представители общественных палат и советов районных и муниципальных образований региона, сенатор Совета Федерации РФ Елена Попова, городские и областные парламентарии, представители исполнительной власти, прокуратуры, силовых ведомств, а также общественных организаций региона.

 

Заседание состоялось под председательством члена Общественной палаты РФ, председателя комиссии по вопросам законности и защиты прав граждан Общественной палаты Волгоградской области Светлана Казаченок, которая обратилась к собравшимся со вступительным словом. В частности Светлана Юрьевна отметила, что в настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию органов власти с общественностью, так же, стоит глобальный вопрос о принципах формирования и механизма деятельности общественников при органах власти и взаимодействия граждан с субъектами общественного контроля:

«Хотя есть федеральные и региональные законы о деятельности общественных палат субъектов РФ, еще остается много вопросов и пробелов. Практика показывает, что здесь необходимо качественно менять взаимодействие! Поэтому сейчас обсуждаются методические рекомендации по реализации принципов механизма открытости органов власти субъектов РФ, а также новые принципы формирования и деятельности общественных советов".

Приглашенным спикером на заседании стал член Общественной палаты Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Владислав Гриб, который рассказал, основные практики правоприменения общественного контроля, в том числе кто является субъектом, а кто объектом общественного контроля. Так же были рассмотрены основные принципы формирования общественных советов при муниципальных образованиях и министерствах Волгоградской области и других регионов.

На вопрос корреспондента портала "Регионы Online» представителю ОП РФ Владиславу Грибу, считает ли он правильным принцип формирования Общественной Палаты Волгоградской области (ОПВО) (сейчас ее состав формируется администрацией губернатора и областной Думой. — прим. ред.) или верно было бы формировать ОПВО общественным организациям региона, Владислав Валерьевич ответил следующее:

" Это переходный этап, такой вынужденный компромисс! Моя концепция, чтобы Общественная палата избиралась на региональных гражданских форумах, в конкуренции НКО, ведь там сразу можно понять реально они действующие НКО или нет! А так же будет сразу понятно, у кого за несколько лет нет ни одного проекта. Вот тогда это будет конкуренция! Чтобы эти площадки были, надо общественной палате  консолидировать общество, и дальше уже проводить эти форумы. Я считаю, что избираться должны и Российская и региональные палаты на региональных гражданских форумах, но наверно на сегодняшний день вполне приемлемо формирование общественных палат данным образом, как переходная модель. Что ОПВО производная от власти с этим никто не спорит, но я надеюсь и согласен концептуально на компромисс на несколько лет, и конечно это надо менять! "

Общественники также согласились с предложением Владислава Гриба о том, что каждый общественный совет можно увеличить в количестве участников, и что за каждым из 38 муниципальных образований Волгоградской области можно было бы закрепить члена региональной Общественной палаты. Эту рекомендацию своего старшего коллеги члены региональной палаты обсудят на ближайшем заседании.

По просьбе редакции портала " Регионы Online " данную тему обсуждения прокомментировал эксперт Гражданского Университета, политтехнолог Евгений Белоносов:

Формирование институтов гражданского общества – это необходимый элемент в современной политической модели Российской Федерации. Без гармоничного взаимодействия общества и власти на всех уровнях, управление страной становится неэффективным. Как и многое в России, модель институтов гражданского общества была предложена Президентом и принята за основу регионами. Общественная палата и Общественные советы – формы организации, на которые возложили обязанности по анализу эффективности принимаемых законов, отслеживанию их реализации, контролю за работой органов власти, диалог с лидерами общественного мнения и так далее. Надо отметить, что на федеральном уровне эти общественные образования успешны. Например, ОП РФ стала дискуссионной площадкой для всех заинтересованных сторон. На уровне местного самоуправления и уровне регионов такого эффективного взаимодействия общественников и власти нет. Делегированные федеральной властью полномочия по формированию и организации работы общественных структур, для учета местной специфики, в регионы было ошибкой. На местах все превратилось в конъюнктурщину.  Состав органов, как правило, формируется из людей лояльных региональным элитам и об эффективности их работы речь вести бесполезно, за редкими исключениями.  Региональные власти не заинтересованы в развитии этого института контроля, так же, как и муниципалитеты. Нужно или прописывать федеральным законом формирование региональных и муниципальных общественных палат, общественных советов, либо оказаться от этого, а не заниматься симуляцией.