Но федеральный и региональный бюджеты дефицитны и свободных средств на инфраструктуру, которая может окупаться, там нет.

В Новокузнецке есть масса резервов для реализации масштабного модернизационного плана. Так, в городе преобладает централизованное теплоснабжение от ТЭЦ и крупных районных котельных. От ТЭЦ обеспечивается около 79 % суммарной нагрузки потребителей города, от котельных около 21%, и это значит, что инфраструктура Новокузнецка позволяет привлечь инвестора, который сможет реализовать амбициозные планы модернизации, в том числе благодаря эффекту масштаба. Расчеты показывают, что такое масштабное обновление инфраструктуры теплоснабжения всех городов региона добавит к росту ВРП Кузбасса ежегодно до 1% на протяжении двух десятилетий.

Эксперты уже высчитали, что положительны изменения от проекта можно будет разбить на два этапа. За первые десять лет масштабной модернизации ожидается рост рабочих мест, создание инфраструктуры, рост качества жизни, а также возврат отрасли теплоснабжения к рентабельности. Вторым этапом будет ознаменовано освобождение значительного объема средств населения. Люди, вместо того чтобы тратить деньги на тепло (а вернее, оплачивать потери), смогут потратить их на потребительском рынке.

Однако пока специфика региона не позволяет реализовать крупные модернизационные программы.

Одна из проблем — долги за тепло, которые по Новокузнецку превышают 850 млн руб., а главным неплательщиком выступают городские власти, накопившие более 300 млн долгов за тепло. Так, Кузбасс в целом и муниципалитеты в частности заявляют о высокой социальной защищенности жителей региона и компенсируют теплоснабжающим организациям выпадающие доходы (КВД). Для жителей Новокузнецка каждая третья Гкал тепла отпускается за счет бюджета. Однако бюджет со своими обязанностями не справляется, и долги его по КВД превышают 300 млн руб. В итоге страдают от этого все: город наращивает долги, компании отрасли не могут модернизировать оборудование, сети ветшают, а жители, хотя и платят меньше, но получают качество коммунальных услуг ,не соответствующее современным понятиям.

Российское законодательство требует полного ухода от открытых систем теплоснабжения к 2022 году. То есть закон требует серьезных изменений, которые не произойдут без инвестиций в отрасль. В то же время оборудование ТЭЦ и сетей морально и физически устарело, имеет недостаточно высокую экономичность и надежность, требует больших финансовых затрат на поддержание его в нормативном рабочем состоянии. По оценкам Министерства энергетики Российской Федерации, российское теплоснабжение требует до 150-200 млрд руб. ежегодных инвестиций.

Такие деньги стратегически важной отрасли экономики могут предоставить либо бюджет, либо частные инвесторы. Но федеральный и региональный бюджеты дефицитны и свободных средств на инфраструктуру, которая может окупаться, там нет. Это значит, что российскому теплоснабжению как отрасли придется перестроиться на рыночные рельсы. Этому будут способствовать нарастающие аварии и износ инфраструктуры. Без модернизации российские города каждую зиму будут проходить все с большим количеством проблем.

Эксперты уверены, что в данной ситуации, в целях сохранения социальной защищенности населения, Кузбассу необходимо перенять опыт других регионов и постепенно переходить с общих субсидий на адресные — малоимущим гражданам, многодетным семьям и другим незащищенным слоям населения.

29 ноября сложившуюся в системе теплоснабжения Новокузнецка ситуацию обсудят эксперты секции по законодательному регулированию энергоэффективности и энергосбережению экспертного совета комитета по энергетике Государственной Думы Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив.