Рустэм Хамитов выступил на заседании Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в ПФО

29 марта в Нижнем Новгороде Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выступил с докладом на заседании Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по вопросу о развитии агропромышленного комплекса ПФО в условиях модернизации.

В заседании, прошедшем под председательством Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича, также приняли участие главные федеральные инспекторы, руководители регионов ПФО, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, крупные объединения сельхозпроизводителей, представители науки. На Совете были обсуждены вопросы эффективности региональных и федеральных программ поддержки села, инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса Приволжского федерального округа.

По словам Рустэма Хамитова, сельское хозяйство республики серьезно отстает от зарубежных сельхозтоваропроизводителей, в первую очередь, по технологическому уровню. Агропромышленный комплекс большинства регионов округа продолжает работать в условиях нехватки сельхозтехники и средств механизации, высокой степени их износа, дефицита квалифицированных кадров.

Глава Башкортостана настаивает на необходимости принимать меры по кардинальному обновлению сельхозтехники. Повышению эффективности господдержки развития материально-технической базы отрасли. Стимулированию внедрения современных технологий. Р.Хамитов предлагает рассмотреть возможность субсидирования до 25% затрат сельхозпредприятий на приобретение техники и животноводческого оборудования за счет средств федерального бюджета с софинансированием в таком же объеме из региональных бюджетов. Сейчас эти субсидии предоставляются только за счет регионов, да и то не во всех.

Основным инструментом развития сельского хозяйства в рыночных условиях выступает государственная поддержка. Включение отрасли в перечень приоритетных национальных проектов, реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия до 2012 года во многом позволили стабилизировать ситуацию в АПК.

За последние пять лет господдержка ежегодно увеличивалась. Если в 2007 году ее объем по округу составлял чуть более 30 млрд. рублей, то к 2011 году он вырос в два раза и с учетом дополнительной помощи пострадавшим от засухи сельхозпроизводителям достиг 76 млрд. рублей.

Однако принятые государством меры не привели к повышению экономической устойчивости и достижению финансовой независимости сельхозпроизводителей. Не решена задача обеспечения рентабельности сельхозпроизводства в округе.

Еще одним важным фактором повышения эффективности отрасли, по мнению главы республики, является рациональное использование земельного потенциала. Около 10 млн. гектаров сельхозугодий в округе, в том числе более семи миллионов гектаров пашни, сегодня не используются. Только за счет вовлечения в оборот этих земель объем сельхозпроизводства можно увеличить более чем на 100 млрд. рублей. Пока регионы дают очень осторожные прогнозы по вовлечению в оборот земель на период до 2020 года – всего около 3 млн. гектаров. Основная причина – отсутствие механизмов стимулирования работы по задействованию неиспользуемых площадей. Из общей площади земель сельскохозорганизаций и хозяйств граждан, занимающихся производством сельхозпродукции, зарегистрировано и поставлено на госкадастровый учет не более 30%, что сдерживает земельно-ипотечное кредитование под залог участков. Серьезной проблемой также является продолжающееся сокращение сельхозугодий и их деградация.

Решающее значение для АПК приобретает эффективная инвестиционная политика, формирование благоприятных условий для привлечения ресурсов в точки роста отрасли, государственная поддержка инвесторов на федеральном и региональном уровнях.

Сейчас в регионах реализуются свыше 150 крупных инвестпроектов общим объемом более 170 млрд. рублей. Основной источник их финансирования – кредитные ресурсы (55%). Собственные средства инвесторов составляют 31%. Пока, к сожалению, нынешний уровень государственно-частного партнерства не обеспечивает устойчивого притока инвестиций в агропромышленный сектор.

Основным инструментом развития сельского хозяйства в рыночных условиях, по словам Р.Хамитова, выступает государственная поддержка. За последние пять лет господдержка ежегодно увеличивалась. Если в 2007 году ее объем по округу составлял чуть более 30 млрд. рублей, то к 2011 году он вырос в два раза и с учетом дополнительной помощи пострадавшим от засухи сельхозпроизводителям достиг 76 млрд. рублей.

Однако принятые государством меры не привели к повышению экономической устойчивости и достижению финансовой независимости сельхозпроизводителей. Не решена задача обеспечения рентабельности сельхозпроизводства в округе. Так, совокупный уровень рентабельности с учетом субсидий из бюджетов всех уровней по итогам прошлого года вырос с 3 до 7,8%. Однако без учета субсидий сельское хозяйство, конечно, продолжает оставаться убыточным. По итогам прошлого года убыток составил более 6%.

За последние пять лет постоянно растет кредиторская задолженность предприятий АПК, в том числе перед банками. По состоянию на начало этого года объем задолженности по банковским кредитам превысил 200 млрд. рублей, из них просроченная задолженность – более 7 млрд. рублей. При том, что годовая выручка сельхозпроизводителей округа составила около 220 млрд. рублей, чрезвычайно высокая долговая нагрузка не позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие сельхозпредприятий без изменения существующих форм их поддержки.

Нужно признать, что мероприятия по финансовому оздоровлению отрасли оказались недостаточно эффективными. ве трети участников программы реструктуризации задолженности – это почти три тысячи предприятий – не смогли выполнить ее условий.

Эти острые проблемы можно преодолеть только в условиях реализации единой государственной политики в области финансового оздоровления. Эта политика – должна опираться на тесное взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Пока такого взаимодействия, к сожалению, нет.

Совместно с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка Минсельхоз России разработал комплекс дополнитель043Dых мер. Подготовил предложения по продлению льгот по налогу на прибыль, освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года, а также по усилению таможенного администрирования ввоза сельхозпродукции.

Таким образом, реализуемый комплексный подход к адаптации российского АПК в условиях ВТО позволит не только сохранить позитивную динамику в отрасли, но и решить задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности, привлечь в отрасль стратегических инвесторов, а также наращивать экспорт отечественной сельхозпродукции исходя из возможностей ВТО.

Вместе с тем и на региональном уровне необходимо принять новые правила экономического поведения, а также выработать конкретный план действий регионов в переходный период вступления России в ВТО.