Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин в ходе рабочей встречи представил премьер-министру Владимиру Путину проект поправок к уголовному, банковскому и налоговому законодательству, разработанный межведомственной группы по пресечению незаконных финансовых операций и борьбе с коррупцией. Кроме прочего, согласно проекту предлагается в 10 раз уменьшить сумму, за «отмывание» которой наступает уголовная ответственность, – пишет издание «Коммерсант», которому удалось ознакомиться с документом.

В пояснительной записке к документу говорится, что поправки необходимы для “предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, направленных на легализацию преступных доходов, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получение коррупционных доходов”. Так наиболее значимой можно назвать поправку в Уголовный кодекс, в соответствии с которой в 10 раз будет уменьшена сумма, «отмывание» которой приравнивается к преступлению, совершенному в крупном размере. Напомним, сейчас к таким преступлениям относятся операции по легализации суммы, превышающей 6 млн руб. За такое деяние в УК РФ предусматривается штраф 300 тыс. руб. и лишение свободы на срок до 4 лет.

Поправки, предложенные Росфинмониторингом, предполагают снизить сумму с 6 млн руб. до 600 тыс. руб., «отмывание» которой будет наказываться штрафом до 200 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 2 лет. При этом операции на сумму свыше 6 млн руб. предлагается считать преступлением, совершенным в особо крупном размере. Ответственность за них остается прежней.

Таким образом, значительно расширяется круг лиц, которые рискуют подпасть под уголовную статью о легализации средств, добытых преступным путем. По мнению директора московского офиса Tax Consulting U.K. Эдуарда Савуляка, если поправки будут одобрены, то количество возбужденных уголовных дел по этим статьям может вырасти более, чем в два раза. Заметим, что в 2010 году, по данным Росфинмониторинга, по статье 174 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем») было возбуждено более 400 дел, из которых в суд переданы 240 дел, а обвинительные приговоры вынесены по 60 делам. Общая сумма легализованного преступного дохода по этим делам составила 2,4 млрд руб.

Кроме этого, в Федеральзый закон 115-ФЗ (“О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») предлагается ввести понятие “бенефициарного владельца”. Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете и определяет действия клиента банка (через владение им, контроль над его действиями или дачу ему указаний). Бенефициарные владельцы будут приравнены к клиентам, их представителями и выгодоприобретателями по операциям и сделкам.

“С введением данного определения регулирующим органам будет проще оценить взаимосвязи между финансовыми операциями и установить их экономическую суть, – поясняет партнер компании “ФБК Право” Александр Сотов. – Так, внимание регулятора могут вызвать множество внешне не связанных операций, за которыми, по сути, стоит одно лицо”.

Однако партнер “ПвК Аудит” Екатерина Лазорина считает, что введение понятия “бенефициарного владельца” только усложнит работу банкам. “Логичнее было бы определять конечного бенефициара при регистрации юрлица, а не при совершении финансовой операции: банку такую идентификацию осуществить сложнее, чем налоговому органу”, – полагает она.

Вместе с этим межведомственная рабочая группа считает необходимым расширить перечень операций, подпадающих под обязательный контроль банков и требующих информирования Росфинмониторинга. Если сейчас существует 20 критериев, по которым финасовые операции подпадают под контроль, то в случае принятия поправок таких критериев станет 40. Это нововведение будет способствовать не только борьбе с легализацией преступных доходов, но и с коррупцией в целом, – замечает А. Сотов.

Анастасия Мусина