
В рамках 2-го Межрегионального промышленного форума состоялась еще одна наша беседа с Сергеем Майоровым – Председателем Правления Машиностроительного кластера Республики Татарстан, в которой он рассказал о настоящем и перспективах развития российской промышленности.
-Сергей Васильевич, в республике Татарстан существует множество крупных машиностроительных заводов, которые производят свою продукцию для нужд пищевой, нефтегазовой, оборонной и энергетической промышленности. На этих заводах используется импортный и отечественный станочный парк, расходные материалы, различные комплектующие материалы, смазки и станки. Обеспечивает ли республика Татарстан предприятия станками и инструментами собственного производства или закупает их за рубежом или в других регионах Российской Федерации?
-Сегодня на Межрегиональном промышленном форуме обсуждался больной вопрос по станкостроению в Российской Федерации. Меня пригласили в рабочую группу при Министерстве промышленности и торговли РФ, которую возглавляет Дмитрий Краснов. Могу сказать, что станкостроение — утерянная в Советском Союзе компетенция, не дошедшая до России, потому что первую очередь, когда мы перешли на рыночные отношения, пострадал инвестиционный ресурс, в том числе закупка нового оборудования. То есть модернизация, обновление парка приостановилось. Средний срок службы оборудования в России сейчас составляет около 25 лет, при том, что мы знаем, что критичный срок службы – это десять лет, а оптимальный – 5 лет. Естественно, станкостроение пострадало по вполне объективным причинам, связанным с экономическими трудностями в целом в нашей экономике.
Сегодня делаются колоссальные усилия для того, чтобы вернуть станкостроение на территорию РФ. В настоящее время на территории России довольно много предприятий с иностранной долей собственности. Из самых масштабных проектов я бы назвал DMGMORI в Ульяновской области. Они выпускают те станки, которые востребованы на территории Российской Федерации: это станки с числовым и программным управлением. Они четко поняли рынок и производят не какие-то уникальные станки, а ту массовку, которая продается как горячие пирожки. Сегодня члены нашего Машиностроительного кластера Республики Татарстан в первую очередь ориентируется на те станки, которые выпускаются на территории РФ.
К сожалению, на территории Татарстана выпускается не так много оборудования. На нашей территории есть уникальный завод, ТЕБОВА НУР — это швейцарская компания. Они производят машины литья под давлением. Берут старые машины, разбирают их, оставляют станину, обвешивают современным европейским оборудованием, ставят свой софт. Естественно, все, кому нужны эти машины, от Татарстана до дальних уголков России, стараются покупать у них. Почему? И вообще, почему все стараются покупать то, что сделано в России? Ну, где-то есть преференция по цене, и это тоже важно, но это не самое главное. Самое главное – сервис. Если что-то с машиной случается, а машины зачастую работают в экстремальных условиях, круглые сутки без выходных. Скорость сервиса очень влияет на степень дохода и степень ответственности перед заказчиком. Представьте, что машина остановилась, и тебе говорят: через месяц подъедут «сервисники», они привезут запчасть и сделают все остальное. А сейчас заняты, они сегодня в Бразилии, Канаде, еще где-то, вот они освободятся – приедут. Что такое месяц простоять на предприятии оборудованию? Оно попадает под штрафные санкции перед заказчиком, люди не получают зарплату, издержки таковы, что они даже страшнее, чем чрезмерно высокая цена оборудования. Хотя наши цены все равно конкурентны в сравнении с импортными.
У нас, насколько мы знаем, развивается станкостроение в Ростовской области, MTEKovosvitMAS. Конечно, мы мечтаем, чтобы станкостроение развивалось. Одно из наших предприятий Бетар, которое является лидером на рынке счетчиков в РФ, держит 35 процентов электрических, газовых и водных счетчиков. Сейчас они начали производить другое оборудование: начиная от роботов, заканчивая станками. Начали они с собственных нужд и сейчас готовятся выйти на массовый рынок. Конечно, мы безусловно поддерживаем все эти начинания чем только возможно, но сегодня Татарстан не является лидером по станкостроению.
Я считаю, лидерство сегодня за Ульяновской областью, как бы нам это ни печально было осознавать с точки зрения успеха Татарстана. С точки зрения глобального российского рынка — это замечательно, что станкостроение развивается, и то, что есть программа локализации у тех же DMGMORI. Это хорошо, потому что через локализацию будет проведена дозагрузка местных компаний теми комплектующими, которые они смогут производить. Вопросы производства комплектующих также обсуждались в рабочей группе в Минпромторге РФ. Мне очень понравилось, что есть такая рабочая группа, потому что, честно говоря, таких явных прорывов в станкостроении пока нет.
Упомяну Липецкое станкостроительное предприятие, которое видел на всех международных выставках – не только на прошедшей выставке в Крокусе, но видел их на выставке в Лейпциге. Это единственная станкостроительная компания, которая участвует в выставке станкостроения. Всего в Лейпциге российских стендов было три – включая стенд республики Татарстан и нам очень приятно было, что липецкое предприятие развивается в этом бизнесе. Это еще пока что-то несистемное, чтобы сказать, что успех есть. Есть масса примеров: например, в Алтайском крае начали делать 3D принтеры Зиас Машинери достаточно хорошего промышленного уровня. Заявляют, что они являются лучшими в России производителями, что они все эти компетенции изучили.
Задача руководства Минпромторга- станкостроение возродить. Сегодня прозвучала правильная фраза: если вы даже делаете импортозамещение на иностранных станках — это не импортозамещение. То есть, в любом случае, мы не избежим рисков, пока не перейдем для начала на отечественный софт. В частности то, что в Казани ТЕБОВА НУР работают на своем софте, несмотря на то, что используются импортные комплектующие, является шагом в правильном направлении. Надо идти в сторону независимости. В тесном контакте нужно работать с нашими ИТ компаниями, которые уже достигли хорошего уровня, как я ранее сказал, у них уже появился экспортный потенциал.

-На современном оборудовании должны работать квалифицированные кадры. Как решать задачи обучения и повышения квалификации молодых специалистов?
-Это еще один больной вопрос, который был затронут в рабочей группе. Не секрет, что многие предприятия, которые закупили дорогущее оборудование, не используют его: оно просто стоит, стоит из-за отсутствия кадров. А дорогостоящее оборудование должно работать 24 часа в сутки с технологическими перерывами где-то на сутки в месяц, не более того, и только тогда оно окупается, и тот срок обновления 5-10 лет актуален. А что происходит у нас? Сегодня этих кадров единицы, мы только-только начали изменять сознание молодежи. У нас перепроизводство юристов и экономистов. Однако, есть такой момент, что даже в Татарстане минимальная ставка для наладчика станка с ЧПУ – 40 тысяч. 40 тысяч – ставка начинающего специалиста, а профи может делать 50 и 60 и 100 тысяч. Это неплохие деньги для регионов, эта зарплата в два или в три раза превышает среднюю зарплату по любому региону. И поэтому о престиже этой профессии нужно рассказывать начиная со школы.
Встречался в Чехии с ассоциацией машиностроителей, куда входят 4 школы. Чехи считают нужным с первых классов готовить кадры. Я считаю, мы тоже должны к этому придти. У нас в кластеры должны входить школы, чтобы мы с первого класса обучали людей. По своему опыту, когда я учился в школе, у нас были уроки трудов, сейчас это технология называется. Мы для Камаза на главный конвейер делали три детали на уроках труда. У нас было свое внутреннее соревнование, кто за сколько успеет нашлепать эти детали, у нас были приспособления, все было. Это, во-первых, состязательность между собой и между другими классами. Этот опыт приводит к тому, что через свой собственный труд ты понимаешь, что, оказывается, руками работать не так плохо. Тем более, если это хорошо оплачивается, как в высокотехнологичных профессиях. Можно было бы создать по машиностроению классы, есть же математические классы, так почему бы нам не сделать машиностроительный класс? На уровне Министерства образования должна быть разработана программа, чтобы какое-то количество классов в каких-то школах обязательно были. Сегодня дошли до того, что и станки в школу нельзя поставить. Сегодня, разговаривая с руководителями школы, сталкиваешься с мнением, что нельзя ставить станки, вдруг что с ребенком случится. Так мы еще больше проигрываем борьбу!!!
Надо разрешить станки. Есть техника безопасности, есть люди, есть учителя, и если мы с 1 по 11 будем готовить кадры–кадры для высокотехнологичных профессий и на соревнования WORLDSKILLS придут не откуда-то по случайному совпадению обстоятельств — это будут массы высококвалифицированных работников. Я за то, чтобы количество работающих в промышленности сокращалось, а это возможно только через повышение технологичности, автоматизации труда. Мы не будем специально создавать места, так мы только проиграем глобальную конкуренцию. А вот эти высокотехнологичные кадры – их надо с первого класса воспитывать.
-Что вы думаете по поводу такого советского опыта, как учебно-производственные комбинаты?
-К этому придут обязательно. Учащиеся будут получать профессию по окончанию школы. Кто профессию токаря, кто фрезеровщика. Нужны будут программисты для работы с числовым программным управлением, наладчики, специалисты робототехники. Они должны захотеть поступить в технический вуз, и их должны с руками оторвать после 11 класса. Всегда есть возможность вечернего обучения, заочное обучения, если они желают работать без отрыва от производства. Нагрузка правда большая, но из них тогда выйдут действительно серьезные специалисты, которые по окончанию вуза смогут стать руководителями, уже через свой опыт пропустив огромное количество ручного труда.
-Что нужно сделать нашим российским изготовителям станков, твердосплавного инструмента, различных комплектующих изделий, запчастей, смазок и прочих необходимых материалов, чтобы стать поставщиками для машиностроительных предприятий республики Татарстан?
-Опыт уже наработан. Если они не открывают свой склад и представительство на территории потребления, их шансы минимальны. Кстати, больше половины инструментов, которые продают российские предприятия — импортные. Но это не страшно. Не может одно предприятие весь ассортимент необходимый обеспечить. Если предприятие приходит только с одним своим ассортиментом у него успеха не будет. Обанкротится через первые три месяца. Предприятию нужен сервис. Я не хочу покупать дорогущую фризу, которая стоит десятки тысяч или даже сотни тысяч рублей, и положить ее на склад. Она может никогда у меня и не сломается, но если у меня брак в какой-то заготовке, и она у меня накрылась, мне важно время – я должен придти и сразу взять новый инструмент, и желательно не сразу заплатить. Сейчас самые успешные предприятия, которые обеспечивает расходным материалом, смазочным материалом, они все имеют примерно одинаковые условия. Предприятию открывается кредит, а в конце месяца выставляется счет. Потому что каждый раз бегать со счетами — это долго и неудобно
Вряд ли есть лучшая практика, чем сервисные центры, которые предотвращают поломку, вместо того, чтобы ее чинить. Назовем их сервисные центры, хотя они не только продают инструменты, но и заточкой занимаются, а некоторые самые лучшие и успешные сервисные центры – знаю, такой работает с АвтоВАЗом — делают еще больше. Это иностранное предприятие, которое на себя взяло обязательство по сокращению циклов обработки. То есть они заходят на предприятие, проходят по всем этапам, бесплатно, и говорят – вот здесь не тот инструмент, здесь неправильно операцию проводите, и показывают как нужно. На АвтоВАЗе они в том году сэкономили 6млн. рублей чисто технологическими советами. Вложений ноль — экономия налицо. Эти люди из сервиса приходят как коучи. Рабочий на производстве и каждый день штуки делает, а представитель из сервиса видит лучшие компетенции и внедряет их. Мы как бы нацеливаем рынок на то лучшее, что есть. Мы не говорим, что это какие-то конкретные компании, дабы никого не рекламировать. Но это востребовано, поэтому нужно стремиться к лучшему что есть. Если ты хочешь продавать инструмент – пожалуйста, создай сервис. И сервис – это не просто быстрая доставка, хотя это тоже важно. Интересен сервис, работающий на опережение: совершенствование технологических процессов, посмотрим, правильно ли работает специалист, оператор, и придумаем, как сделать, чтобы предприятие сэкономило средства. И скажите, будут у вас покупать, когда получат от вас такой сервис? Конечно! При изменении технологии опять обратятся к вам, а технология меняется под каждую новую деталь. Так вы будете востребованы не просто при продаже, а еще и при разработке технологии обработки.
-Сергей Васильевич, вы принимали участие в совещании в Минпромторге (Совещание рабочей группы №2 «Комплектующие изделия», которое состоялось в Минпромторге 5 октября 2017г.). Несколько слов, основные моменты, что было интересного, ну и параллельно, как вы видите перспективы развития промышленности Республики Татарстан в ближайшие годы?

-Ну, что касается совещания в Минпромторге, оно было для меня больше познавательным. Там затрагивались те вопросы, которые мы должны решить. Например, как оповестить предприятие, что есть вот такие потребности. На самом деле как раз это легко – возьмите наш Национальный портал субконтраутации — разместите заказ, вам отклики придут, дайте нам поручение, а мы все это сделаем. Об этом мы и говорили, как лучше выстраивать коммуникацию, используя те наработки, которые у нас уже есть. Я удивился, честно говоря, что такие вопросы там обсуждаются. У нас есть и «ручной режим» — носимся везде – это люди видят, а то, что мы делаем для автоматизации, люди не видят. Это же все взаимосвязано – без ручного режима не выстроишь автоматизацию, без понимания бизнес-процессов их не переложишь ни на какую программу! В любом случае, этот болезненный вопрос там был. Обсуждались вопросы определения – какие изделия включить в программу локализации, чтобы они получали государственную поддержку. Мне очень понравилось, что Ассоциация станкостроителей активно принимает участие в обсуждении – даже не знал, что так серьезно относятся к станкостроению. Очень надеюсь, что эта рабочая группа приведет к серьезным успехам. И предприятия собираются – это ведь участники не только из Москвы, Московской области, а со всей страны. Я там географию посмотрел – от Ростова до Томска – люди приезжают, на полтора часа, чтобы принять участие в рабочей группе! Значит это им нужно, это им полезно. И самое главное, там обсуждалось выстраивание технологических цепочек, поставки комплектующих, того, чтобы конечные продукты создавались. Специализация обсуждалась, выявлялись и лучшие компетенции.
Были представители от Стан. Вообще, подбор группы довольно сильный и они обсуждают не какие-то эфемерные вопросы, а конкретно задачи и пути их решения. Считаю, что участие в таких рабочих группах надо расширять через тех станкостроителей, которые еще не вовлечены. Это первое. Второе, общественные организации, такие как наш Кластер, я считаю очень правильным начинанием, и я считаю, что наши наработки могут пригодится хотя бы в плане построения коммуникации.
День машиностроителя в этом году состоялся в городе Набережные Челны. У нас традиционно день химика проводится в Нижнекамске – это центр химической промышленности, день нефтяника проводится всегда в Альметьевске. А День машиностроителя проводился традиционно в Казани до этого года, а в этом году впервые День машиностроителя был проведен в городе Набережные Челны. Президент Татарстана официально объявил, что каждый год день машиностроителя будет проводиться в городе Набережные Челны, потому что центр машиностроения находится здесь, а не в Казани. Нас наделили официальным статусом центра машиностроения Республики Татарстан, но это мы и так всегда чувствовали. Набережные Челны – центр машиностроения, центр производства автокомпонентов. Наш флагман — завод КАМАЗ, здесь же расположен завод Ford и два завода Ford в Елабуге, мало кто знает, но в Челнах расположен завод Mersedes, Mitsubishi, Марко Поло – совместное предприятие с Бразилией, завод CNH, который итальянские трактора и комбайны делает, то есть это действительно центр автомобилестроения РФ. Не случайно там находится и Машиностроительный Кластер. Что касается распределения остальных отраслей – большая компетенция за казанской зоной. Авиастроение, судостроение, и, безусловно, оборонная промышленность – вот 4 отрасли машиностроения, которые наиболее развиты в республике Татарстан. К сожалению, не могу назвать пока станкостроение.
Перед нами стоят вот какие задачи:
Во-первых, развивать автомобилестроение – то, в чем у нас есть компетенция. У нас есть задача диверсифицировать автомобилестроение, потому что это очень сильно влияет на моногород Набережные Челны. Мы активно смотрим на нефтегазовое, энергетическое машиностроение, во все другие отрасли, туда, где имеющиеся компетенции могут быть легко применены.Перед нами стоит задача повышения доли машиностроения в реальном секторе экономики в доле производства Республики Татарстан. Мы вместе с Республикой Татарстан движемся к реализации стратегии 2030. В этом году мы проходим двухтриллионный рубеж, а планируем сделать 2 триллиона 60 млрд. Эти планы мы строили на 2020 год, то есть идем с опережением на три года. К30-му году планы по стратегии 2030 составляют 7 триллионов. Такие амбициозные у нас планы, я надеюсь, что мы будем их перевыполнять. Они все реально подкреплены проектами. Задачи стоят большие, поэтому мне рекомендовано в будничные дни не жить в республике Татарстан – что от меня там толку? (смеется) Надо продвигать продукцию за пределы Татарстана и РФ – надо приносить в Республику инвестиции – в первую очередь государственные субсидии, какие есть, льготные финансирования, прямое иностранное инвестирование, надо использовать по полной ресурсы экономических зон, особых зон, в первую очередь Елабуги, ТОСЭР Набережные Челны. В ближайшее время мы ждем подписания документов по новым ТОСЭР в Нижнекамске, Чистополе и Зеленодольске. По максимуму надо задействовать нашу российскую кремниевую долину – город Иннополис. Машиностроение неразрывно связано с ИТ технологиями. Та индустрия 4.0, про которую больше говорят сегодня, чем понимают – должна быть использована в полной мере.
Есть Ижевская компания, которая делает цифровые фабрики – фабрики будущего. Один из проектов уже реализован на территории республики Татарстан – это литейный завод Камаза. Сейчас еще два члена кластера подписали соглашение по этому проекту – в итоге они все свяжутся в одну сеть. Сегодня Микитась говорил о дозагрузке свободных мощностей – именно для того и нужны эти фабрики. Это не просто дозагрузка мощностей, а нечто большее. Фабрики будет по любой нештатной ситуации выдавать предложения по решению, по которому окончательное решение будет принимать человек.
То есть, если станок встает, моделируется ситуация и запускается производственная программа: перераспределить или задействовать другое производство. Мы начали этот процесс дозагрузки мощностей в части автоматизации, касающейся привлечения и распределения заказов – это также очень важная сторона проблемы. Гораздо проще, когда заказы автоматически падают тебе на стол, и необходимо лишь принять их или отклонить. Нужно использовать ресурсы по максимуму, внедрять технологии и выстраивать отношения с российскими компаниями, имеющими наибольшую компетенцию в своем деле.
-Благодарю Вас, Сергей Васильевич, за этот откровенный и важный разговор!
-Спасибо Вам, Дмитрий!
Комментарий:

Я очень рад знакомству с Майоровым Сергеем Васильевичем! Общаясь с ним, получил несколько откровенных советов. Он, так сказать взбодрил меня своими рассказами и примерами из своего опыта. Так бывает, когда долго и нудно занимаешься своим делом, преодолеваешь возникающие трудности, концентрируешься на своей цели и преодолении рутинных проблем, то начинаешь «тупить» и не можешь найти решение даже в простой казалось бы ситуации. В таких случаях помогает переключение на нечто иное. Надо выдернуть себя из привычной среды и посмотреть вокруг…
Моё «посмотреть вокруг», совпало с посещением 18 октября 2017 года в Москве II-го Межрегионального промышленного форума. Узнал для себя много нового и полезного, теперь это надо переварить и обязательно использовать. К примеру, я даже и не знал, что кроме Камаза в Набережных Челнах расположены автомобильные заводы Ford, Mersedes, Mitsubishi, Marcopolo, CNH. О том, как в Татарстане организовали Национальный портал субконтрактации ИННОКАМ.ПРО и многое другое. Обязательно хочу посетить вместе со своими партнерами из ОАО «Салаватнефтемаш», Машиностроительный кластерный форум Республики Татарстан 2017 «Цифровое производство и будущее промышленности«, который состоится в Набережных Челнах 15 — 16 ноября.
Павел Валерьевич Кузнецов, Учредитель ООО «РА» Владелец торговой марки «КузнецовЪ» — твердосплавный инструмент.