Президент России Дмитрий Медведев внес в федеральный закон “Об образовании” поправки, которые позволяют учебным заведениям в рамках всех образовательных программ и при всех формах обучения применять программы электронного образования, в том числе дистанционные образовательные технологии. По мнению экспертов, необходимость введения электронного обучения давно назрела, но, чтобы система была эффективной, необходимо решить ряд принципиальных вопросов.

До принятия законопроекта, обучающиеся получали доступ к учебным материалам (задания с использованием иллюстраций, видео- и аудиофайлов) на специальном портале в интернете. Ученики выполняли задания и высылали их учителям на проверку. Такая форма обучения особенно актуальна для людей с ограниченными возможностями или для тех, кто проживает отдаленных регионах. Основным минусом системы было то, что после окончания обучения ученики и студенты не могли получить аттестаты или дипломы, потому что это не было предусмотрено законодательством.

Законопроект, подписанный президентом в конце февраля текущего года, впервые определяет понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», уточняет условия лицензирования образовательных учреждений, которые применяют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Эксперты положительно оценивают внесение поправок в законопроект. Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина уверена – потребность в том, чтобы присвоить дистанционному образованию статус официального, назрела давно. «К тому же электронное образование намного дешевле», – добавляет И. Абанкина.

Однако для того, чтобы система стала эффективной необходимо решить ряд серьезных вопросов.  «Главная сложность в признании подлинности этих дипломов, – продолжает директор Института развития образования. – На расстоянии сложно контролировать, учился ли человек сам или кто-то за него. Поэтому электронное образование, несомненно, несет в себе угрозу распространения псевдодипломов». Во всем мире, для решения этой проблемы, применяется практика общения через видеосвязь и выездных сессий, наподобие тех, что сдают студенты заочных форм обучения.

Но на этом проблемы не заканчиваются. Социологи указывают на опасность социального вакуума – не посещая школу и не общаясь со сверстниками, ученики не проходят процесс социализации. Кроме того, сотрудники Университета Калгари в Канаде выявили, что интернет-пользователи, читатели форумов, чатов и блогов, по сравнению с читателями печатных изданий, отличалась меньшим словарным запасом. В их речи (преимущественно письменной) часто были нарушены правила лексической сочетаемости, словообразования, построения грамматических конструкций и т.д.

Анастасия Мусина