Проект решает две задачи: рассказать обо всех сельских школах РФ в формате исторической справки и оказать помощь сельской школе многоканальными вариантами поддержки. Сейчас на сайте «Энциклопедии» уже более 700 исторических справок, присланных их 65-ти регионов нашей страны, заполненных в специальном формате, что позволяет образно и полно рассказать об истории сельской школы и людях (учениках, педагогах, партнерах).

«Многие школы прислали замечательные исторические справки, при знакомстве с которыми видишь, что люди в гораздо более тяжёлых и трудных условиях развивали и свою школу, и своё село», – говорит Николай Махнев.

Он добавляет, что сегодня сельские школы должны искать новых партнеров и союзников. В связи с тем, что большинство колхозов и совхозов перестали существовать, а они, как правило, и были серьезным ресурсом развития сельского образования, то теперь общеобразовательным учреждениям малых населенных пунктов страны приходится рассчитывать только на себя.

«На наш взгляд, большие возможности различной ресурсной поддержки есть у союза некоммерческих организаций с сельской школой. Сегодня НКО – динамично развивающийся сектор. Проекты НКО и сельских школ могут получить поддержку в самых различных грантовых конкурсах, начиная от грантов Президента РФ и до грантов частных фондов, грантов регионального и муниципального уровней», – считает Николай Махнев.

С его слов, НКО на основании законов РФ имеет гораздо больше возможностей, чем образовательная организация для привлечения финансовых и материальных средств под различные проекты. В рамках реализации этого направления оператор проекта Фонд «Институт воспитания строителей страны» выиграл президентский грант под реализацию проекта «Общая дорога» от благотворительного фонда «Покров». В этом проекте рассказывается, как сельской школе создать механизм взаимодействия с НКО, даются методические рекомендации.

Более 300 школ из 50 регионов нашей страны приняли участие в проекте «Общая дорога».

«Ещё одним ресурсом поддержки сельских школ может стать сотрудничество с городскими школами. И это сотрудничество может носить не только региональный характер», – отмечает Николай Махнев.

Он рассказал, что руководством Департамента образования г. Москвы принято решение о взаимодействии московских образовательных организаций и сельских школ регионов России. Эта работа будет вестись со стороны Москвы силами межрайонных советов директоров (МРСД). Как считает исполнительный директор Национального проекта «Энциклопедия сельских школ России» Николай Махнев, решение, принятое Департаментом образования г. Москвы, позволит сельским школам России получить возможность взаимодействовать с самым сильным школьным образованием.

«Какой будет эта совместная работа, зависит не только от московских школ, но и от самих сельских школ, которые смогут использовать это сотрудничество в интересах образования и воспитания сельских школьников. Московское образование и до этого решения активно работало с сельскими школами России, щедро делясь с ними не только методическими наработками, но и в других аспектах», – считает Махнев.

Он подчеркивает, что только один проект «Энциклопедия сельских школ России» способствовал посещению директоров из Курганской и Тульской области московских образовательных организаций. Стало возможным проведение адмиральских игр в школе № 1465 им. Адмирала Кузнецова, во время которых семь сельских школ из разных регионов нашей страны посетили Москву. Питание, проживание и экскурсии взяли на себя москвичи под руководством директора Артура Луцишина.

Третий год уже идёт проект «А зори здесь тихие – XXI век», который реализует школа № 460 г. Москвы под руководством директора Ольги Голубевой совместно со школой из деревни Рауталахти Республики Карелия.