Читать эту новость на новом, удобном сайте Перейти

Желтые уточки, кроссовки, зелёнка…Все что угодно, но только не политические тезисы, начинают играть свою роль в продвижении бренда «Алексей Навальный». И в этом нет ничего удивительного для организаторов цветных революций, потому что они знают, что особую роль здесь играет цвет и символ, а коммуникация не имеет никакого значения. Символы продуцируют такие простые эмоции, как ярость, отвращение, страх, которые подавляют волевые действия. И толпа начинает жить по своим законам, а если быть точнее, то по законам их предводителя, который по факту не более как самый обыкновенный манипулятор, имеющий свои корыстные интересы.

Еще социальный философ Гюстав Лебон писал, что в толпе человек теряет критичность мышления, поэтому их предводители, воздействуя на толпу, обращаются к коллективному бессознательному и манипулируют массой в своих эгоистических целях. И здесь все средства хороши, даже самые абсурдные.

И толпа Навального, неспособная к  критическому мышлению в силу оказываемых на нее манипуляций, готова носить на своей голове желтых резиновых уток, мазать лицо зеленой краской, корябать себе на лбу политические обвинения действующей власти и раскидывать по всему городу свои кроссовки.

Зеленая краска используется как символ зеленки, от которой якобы пострадал оппозиционный политик. И сомнения действительно есть в том, что Навальный стал жертвой. Об обратном говорят фотографии, распространенные в Интернете, по которым складывается ощущение, что Алексей Навальный своей собственной рукой намазал себе лицо зеленой краской, избегая линии роста волос. Сомнительно, чтобы кто-либо из нападавших был так внимателен к волосам своей жертвы. Недавно появился еще один повод сомневаться в правдоподобности нападений на Навального.

Накануне политтехнолог Александр Предеин  стал жертвой нападения. Его облили зеленкой. Как он сам уверен, причина нападения кроется в его профессиональной деятельности. Есть заключение медиков, которые поставили политтехнологу Предеину диагноз "химический ожог конъюнктивы первой степени".

 

В этой истории нет Навального, но есть зелёнка и те реальные последствия, которые может получить человек при обливании ею. Как отметил пострадавший политтехнолог Предеин, зелёнка не окрашивает глаза в зелёный цвет.

«Когда я вспоминаю фото Навального с зелёным лицом, зелёными глазами и широкой улыбкой, оно мне кажется неправдоподобным. На самом деле, глаза дико красные, слезящиеся и опухшие. Слезы текут рекой, а под веками скапливается гной. Сделать веселую фотку в таком виде невозможно», – делится плачевным опытом политтехнолог Предеин.

Более того, с одежды зелёнка практически не отстирывается, особенно с плотных тканей, и с волос не смывается. Единственный вариант – только закрашивать.

Но все эти аргументы не интересны той молодежи, для которых Алексей Навальный стал своего рода рок-звездой, собирающей толпы своих поклонников на площадях, в ангарах, в полях – чем абсурднее место встречи, тем больше оснований обвинять местную власть в противодействии и лепить из себя образ миссии.

Раскручивать политический бренд «Навальный» помогают зарекомендовавшие себя на рынке западные бренды. Так под эгидой петербургского отделения «Открытой России» в популярных у хипстеров городских кофейнях сети Starbucks проходила акция «Ваш кофе, Навальный».

Суть в том, что посетители заказывали кофе и назывались «алексеями навальными». Это имя записывалось на стаканчиках, а продавцы, сообщая о готовности напитка, звали посетителя забрать кофе призывом: «Навальный!». Возникали ли при этой креативной акции у посетителей кофейни споров и неразберихи по поводу того, чей именно кофе готов, история умалчивает.  Но лозунг акции звучал вполне революционно: «Власти не понимают: Навальный – это каждый из нас. Это те, кому надоел бардак в стране. Навальный должен стать кандидатом в президенты в 2018 году».

Символы, яркие образы, маркетинг – вот три кита, на которых политический образ Алексея Навального раздулся до федеральных масштабов. И этот политический пузырь стал объединителем в некоторых случаях диаметрально противоположных людей.

Региональные штабы Алексея Навального возглавляют как общественные активисты, так и выходцы из бизнеса, как Виктор Бармин, в феврале возглавивший соответствующую структуру в Екатеринбурге. Людей из других регионов может удивить, что координатором такого штаба во Владивостоке стал член фракции КПРФ в городской Думе –  Юрий Кучин. Однако, как рассказал нам ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков, впрочем, этот человек и ранее был связан с внесистемной оппозицией, будучи, в том числе, одним из организаторов митинга 26 марта в своем городе. Кандидатуры некоторых координаторов региональных штабов уже оказались героями критических публикаций в СМИ. Например, Виолетте Грудиной, координатору в Мурманске, журналисты припомнили участие в акциях в поддержку «Евромайдана», а также близость к Центру социально-психологической помощи и правовой поддержки жертв дискриминации и гомофобии «Максимум», защищающему и права представителей ЛГБТ.  Об этом наш портал писал в предыдущем материале.  Как считает Михаил Нейжмаков, вычленение из команды Навального представителей с сомнительными ценностями,  не смогут уменьшить число его молодых сторонников. 

  

«Хотя среди сторонников Алексея Навального есть и люди консервативных взглядов, ссылка на подобные факты вряд оттолкнет заметную часть его сторонников. Скорее, это будет укреплять негативный образ этого политика в глазах тех консервативных россиян, которые уже относятся к нему скептически», – считает эксперт.

Навальному повезло, что более масштабных скандалов, которые могли бы негативно сказаться на репутации его региональных штабов, пока не было.

«Когда сетевая структура формируется за считанные месяцы, риск появления там людей, чья биография или поступки могут дискредитировать ее в глазах собственных сторонников, достаточно велик», – отмечает Михаил Нейжмаков.

Для аналогии эксперт предлагает вспомнить организацию сторонников Эммануэля Макрона «Вперед, республика!» во Франции.

Кандидатов в депутаты парламента от этого объединения отбирали в сжатые сроки. В результате, с участием избранных  парламентариев от этой партии уже происходили курьезные скандалы. Поэтому не исключено, что Алексей Навальный в будущем столкнется с новыми репутационными рисками, связанными с активистами его региональной сети. Но это едва ли расстраивает Алексея Навального, потому что ему абсолютно не важно, кто и когда падет жертвой в этой политической войне за его власть. В том, что этого политика можно назвать командным игроком, сомневается и наш эксперт.

«Больше потенциальных выгод эта региональная сеть дает самому Навальному, чем входящим в нее активистам на местах. Его конкурентами во всероссийском масштабе эти люди в ближайшем будущем стать вряд ли смогут, да многие и не захотят. Зато этот политик получает новые возможности для работы в регионах. Кроме того, жители регионов за пределами крупнейших городов  – пока периферия его аудитории», – считает Михаил Нейжмаков.

И абсолютно неважно, кто и с какими лозунгами идет на баррикады. Недовольные властью или просто обиженные могут для пущего абсурда кричать, что кофе в Starbucks самое лучшее, но главное, чтобы эти люди были при  желтых уточках и зеленке. Манипулятор будет знать, что делать. «Ваш кофе, Навальный»! В этом театре абсурда нам не хватало только, чтобы страной стала руководить кофейная марка в желтых уточках и с зеленым лицом.

Ксения Ширяева