«Заботиться о безопасности петербургского метрополитена нужно было раньше», – эксперт оценил вероятность терактов в Санкт-Петербурге

Метро Санкт-Петербурга проверяет на безопасность компания "Иста-системс", которая выиграла конкурс стоимостью 19,5 млн рублей. Причем первоначально (максимальная) цена контракта составляла 31,8 млн рублей. Как Вы считаете, Станислав Валерьевич,  это нормальная ситуация, когда проверка безопасности метрополитена обходится на треть дешевле исходной?

– В госзакупках сумма, нацеленная на данные мероприятия, всегда в разы отличается от той, которая выигрывается на торгах. Она всегда занижается и тратится по минимуму. На безопасности экономят, то есть делают то, что ни в коем случае делать нельзя. Но зачастую именно это на практике и происходит.

Второй участник конкурса предложил провести эти же работы за 31,6 млн рублей. Как Вы считаете, не получилась ли цена, предложенная компанией "Иста-системс"слишком заниженной? И что можно сделать в метро на 19 миллионов рублей?

– Данной суммы в принципе достаточно, чтобы обеспечить безопасность в метрополитене. Но мы должны понимать, что именно планируется сделать. Вообще заботиться о безопасности петербургского метрополитена нужно было раньше.

В таком случае, что в петербургской подземке необходимо сделать в первую очередь?

– Необходимо увеличить количество камер видеонаблюдения. Увеличить их необходимо и в поездах метрополитена. Также нужно заняться увеличением штата сотрудников службы безопасности. Боле того, необходимо плотное взаимодействие с сотрудниками полиции. Потому что когда произошел теракт в Санкт-Петербургском метро, к сожалению, должное взаимодействие не было налажено. Тогда стояла проблема нехватки сотрудников. Работу службы безопасности подземки плохо контролировали. Сотрудники службы безопасности могли бы еще патрулировать станции метрополитена совместно с полицией. Имело бы свой результат создание штатной единицы инспектора кинолога при службе безопасности метро. Тогда можно было бы лучше выявлять подозрительных пассажиров.

А в чем необходимость сотрудников службы безопасности при патрулировании, если этим может заниматься полиция?

– Когда сотрудники полиции или дежурные по станции проверяют составы, они не везде заглядывают. Нужно обязательно ввести проверку составов на наличие посторонних предметов при отправке поездов в ДПО. Не знаю, как обстоят с этим дела в Санкт-Петербурге сейчас, но в Москве сегодня это сделать крайне необходимо, я считаю.

Раз у Вас есть возможность сравнивать систему безопасности как в московском метрополитене, так и в петербургском, то какую бы общую проблему Вы бы выделили?

– Проблема ручных металлодетекторов. Они должны быть выданы всем сотрудникам, смотрящим за безопасностью подземки. Не всех успевают досмотреть при входе в метро. Поэтому сотрудники службы безопасности имеют полное право досмотреть подозрительного человека. Нужно однозначно проконтролировать, чтобы все детекторы были ручные. К сожалению, как показывает практика, рамки металлодетектора  стоят не везде. Я еще раз подчеркиваю, сотрудники службы безопасности также стояли не везде. Поэтому здесь в первую очередь все зависит от руководства метрополитена вкупе с руководством службы безопасности и полиции, потому что они должны работать плотно. Только таким образом мы минимизируем риски общественной безопасности на метрополитене. Метрополитен на сегодня это транспортное предприятие повышенной опасности. И это должны многие понимать. Произойти может все, что угодно. Я еще раз подчеркиваю, что если мы будем взаимодействовать, и будет плотная работа со всеми структурами, то мы минимизируем риски для совершения противоправных действий, в том числе террористических актов.

Отметим, что 23 июля эксперимента по проведению проверок, предусмотренных постановлением правительства, которое было принято после теракта в апреле 2017 года. Из-за него при входе были очереди на четырех станциях петербургского метро. Многим пришлось из-за этого опоздать на работу. Металлодетекторы постоянно реагировали, и каждого пассажира отправляли на дополнительный осмотр. Как Вы считаете, насколько работа по обеспечению безопасности метрополитена должна быть незаметной для горожан?

– Общественность должна видеть ту работу, которую проводят сотрудники силовых структур и служб безопасности. Безопасности много не бывает. Это правило действует также и на особо массовых мероприятиях – концертах и соревнованиях. Были печальные события и в Манчестере, когда в конце мая этого года произошел взрыв, ответственность за которое взяло на себя Исламское государство (террористическая организация, запрещенная в России – прим. ред.). Мы прекрасно помним эти события, когда пострадали сотни человек, а среди жертв были дети и подростки. Там металлодетектеры, безусловно, реагируют на все металлические предметы. Но даже это условие не всегда гарантирует безопасность. Мое мнение, это практика по логике нормальная. К этому со стороны общественности нужно относиться адекватно. Потому что на сегодняшний день в принципе любой металлодетектор реагирует на все предметы. Даже на болты. Здесь граждане должны понимать, что это все проводится для их же безопасности. Я считаю, что нет ничего страшного в очередях. От трех до пяти минут требуется, чтобы полностью проверить человека. Столько же времени требуется, чтобы дождаться зеленого света светофора. Когда ты перебегаешь дорогу на красный, то рискуешь жизнью. И здесь также.

Насколько верно предполагать, что режим повышенной безопасности в петербургском метро выпал именно за неделю до грандиозного парада ко Дню Военно-морского флота России, принимали который глава государства с высокопоставленными военными? 

    

– Причины повышенного внимания к безопасности в данном случае, безусловно, были. В принципе это касается всех жизненно важных объектов. В первую очередь всегда, когда подобные мероприятия проходят, делается упор на обеспечение мер безопасности по линии транспорта – это железнодорожный вокзал, автовокзалы и метрополитен. Данные повышенные меры безопасности действуют не более недели. Всегда когда такие мероприятия происходят, то обеспечением безопасности могут заниматься неделю и больше, если понадобиться. Когда у нас проходил Кубок конфедерации, то аналогичная была ситуация. Были улучшены меры безопасности в Москве, Санкт-Петербурге. Поэтому  в принципе это стандартная ситуация. И ничего необычного в этом нет.

Спасибо за предоставленное время.

Беседовала Ксения Ширяева

 

Читайте:

«Санкт-Петербургское управление – одно из самых крупных в стране, поэтому оно имело возможность предотвратить теракт», – офицер ФСБ в отставке уверен в сохранении угрозы

«В первую очередь теракт в Санкт-Петербурге был направлен против Владимира Путина», – военный эксперт дал оценку событиям 3 апреля