В Тверской области под Торжком потерпел аварию вертолет Ка-52 «Аллигатор». Погибли опытные пилоты, разбилась уникальная дорогостоящая машина. Кстати, серия таких вертолетов должна будет составить боевую мощь России в ближайшее время. Что послужило причиной катастрофы – пока выясняется. Однако ясно, что часто падающие вертолеты и самолеты – по каким бы причинам они не падали – ненормальная ситуация.

Вертолет Ка-52 потерпел катастрофу вечером 12 марта в 2 км к западу от военного аэродрома, расположенного возле деревни Киселевка в Тверской области. По факту крушения боевой машины уже возбуждено уголовное дело уголовное дело по статье 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним).

Такое же уголовное дело возбуждалось и по поводу катастрофы многофункционального истребителя Су-30МК, который недавно разбился в Хабаровском крае, и из-за крушения фронтового бомбардировщика Су-24М в приграничном районе Курганской и Челябинской областей, из-за катастрофы Ан-12, что упал в Магаданской области и унес жизни 11 человек. Перечень катастроф с самолетами и вертолетами можно было бы и продолжать…

Основыне версии катастрофы Ка-52 на сегодняшний момент – ошибка пилотов, резкое ухудшение метеоусловий или отказ материальной части вертолета. Во время аварии на борту «Аллигатора» находились командир вертолета подполковник Дмитрий Ракушкин и лейтенант Максим Федоров, оба члена экипажа погибли.

Все версии крушения будут проверяться экспертами, однако уже сейчас две из них кажутся маловероятными. Начальник Тверского гидрометцентра Татьяна Зимина уверяет, что вечером 12 марта в области погодные условия и видимость были нормальными. Кроме того, вертолет приспособлен для ведения ночных операций, а потому версия с ухудшением метеоусловий не очень правдоподобна.

Капитан вертолета был очень опытным летчиком – у него было около 9 тысяч часов налета. Поэтому, вероятность того, что он допустил ошибку при управлении вертолетом, очень мала. Версию же о том, что катастрофа Ка-52 произошла из-за технических неполадок и отказа материальной части, можно будет подтвердить только после того, как будет закончено изучение всех черных ящиков, проведения технических экспертиз и изучения документации.

Причины катастроф, произошедших ранее, также тщательно выясняются. Однако почему-то от этого самолеты и вертолеты не перестают падать. Если проанализировать все обстоятельства катастроф, то становится ясно, что их причиной в основном становится пресловутый «человеческий фактор». И под этим определением понимается не только усталость и невнимательность пилотов, но и халатность и непрофессионализм людей, которые работают на высокотехнологическом производстве, связанном с созданием боевых и других опасных в эксплуатации машин. А эти люди должны работать безукоризненно, потому что от их работы зависят многие жизни. 

Но, к сожалению, не работают. В 2011 году военное ведомство выставило оборонной промышленности 7119 рекламаций на некачественную продукцию, которая поступила с заводов в армию. В 2010 было выявлено 6889 нарушений. То есть ситуация с военной техникой только ухудшается. А каждая ошибка изготовителей, которую называют заводским браком, оборачивается трагедией. Граната, взорвавшаяся раньше времени, тонущий корабль, падающий самолет – все эти события приводят в гибели десятков людей.

Есть версия, что причиной частых браков на производстве стало резкое сокращение военной приемки, то. Есть людей, которые контролировали производство. Но в других странах такой системы и вовсе нет. Производители там сами отвечают за свои ошибки, их не нужно контролировать дополнительно. Хотелось бы, чтобы и у нас стало также, иначе будущих трагедий не избежать.

 

Татьяна Ганьжина