По инициативе Первого вице-президента Союза машиностроителей России, Первого заместителя председателя Комитета по промышленности Государственной Думы РФ Владимира Гутенева в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему: “Об обеспечении безопасности продукции, поставляемой для нужд железнодорожного транспорта”

В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты РФ, представители ОАО “РЖД”, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, профильных министерств и ведомств. Поводом для проведения мероприятия послужили крушения поездов и сход вагонов с рельсов – из-за излома боковых рам вагонных тележек, количество которых растет угрожающими темпами.

Вице-президент ОАО “РЖД” Александр Тишанин в своем выступлении отметил, что пик изломов боковых рам пришелся на 2010-2011 годы. Тогда произошли наиболее серьезные крушения. Ущерб от последнего столкновения грузовых поездов в Еврейской автономной области, случившегося 11 марта 2012 года, когда с рельсов в общей сложности сошло 29 вагонов, ОАО “РЖД” оценивает более чем в 100 миллионов рублей.

Благодаря бдительности сотрудников ОАО “РЖД”, в прошлом году было выявлено более семи тысяч боковых рам тележек с трещинами и литейными дефектами. Каждый выявленный факт брака крупногабаритного литья в ведомстве рассматривают как потенциальное крушение, которое удалось предотвратить.

Старший вице-президент ОАО “РЖД”, вице-президент Союза машиностроителей России Валентин Гапанович выступил за изменения федерального законодательства, направленные на повышение безопасности и качества продукции для железнодорожного транспорта. Например, за закрепление на законодательном уровне нормы об обязательной маркировке каждой единицы продукции. Знак качества подтверждал бы безопасность изделия и ответственность изготовителя за вред, причиненный в результате несоответствия продукции обязательным требованиям, возникшим по его вине.

В этом представителей ОАО “РЖД” поддержал и Григорий Элькин – руководитель федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, также выступивший за маркировку деталей знаком обращения на рынке.

Все собравшиеся на круглом столе были едины во мнении о необходимости повышения ответственности всех звеньев железнодорожной цепи: завод – изготовитель, собственник подвижного состава, вагонная ремонтная компания, перевозчик – владелец инфраструктуры, орган, допустивший к использованию продукцию, предназначенную для железнодорожной системы и подтвердивший сертификат соответствия. И эту ответственность нужно страховать.

Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Первый заместитель председателя Комитета по промышленности Государственной Думы РФ Владимир Гутенев отметил необходимость серьезного вовлечения институтов гражданского общества в изменение психологии ответственности руководства исполнительной власти и крупных компаний за то, что происходит в стране. Представители ОАО “РЖД” упомянули о косвенных убытках, которые компания несет в результате аварий на железной дороге. Владимир Гутенев акцентировал внимание собравшихся на том, что, по его мнению, эти убытки ложатся на плечи налогоплательщиков. И на физических лиц через стоимость билетов, и на грузоотправителей и грузополучателей через те тарифы, которые сформированы сейчас. А тарифы эти достаточно высоки и негативно влияют на конкурентноспособность российских товаров. “Мы неоднократно сталкиваемся с тем, что предприятия, расположенные на Дальнем Востоке, часто смотрят в сторону китайского рынка для покупки комплектующих в ущерб производствам, расположенным в европейской части России. При производстве конкурентноспособной техники чрезвычайно значима межпроизводственная кооперация”, – заявил Гутенев. “Для нашей страны жизненно важный вопрос – вопрос эффективности. В том числе, снижение издержек через качество продукции, через оптимизацию организации грузооборота и грузопотока”.

Итогом круглого стола стало решение о разработке конкретных предложений по изменению  Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О техническом регулировании», законопроекта «Об аккредитации» и постановления глав Правительств государств – членов Содружества по принятию единых технических регламентов СНГ.