Накануне женского дня страховщики в рамках телемоста Петербург-Москва рассказали о женских льготах на ОСАГО

Статистика давно подтверждает тот факт, что женщины более внимательные, ответственные и острожные водители, нежели мужчины. Данный факт, наконец, стал поводом для обсуждения изменений в правилах страхования. Введение пониженного для женщин законодательного поправочного коэффициента ОСАГО активно обсуждается страховщиками. В России 20% женщин являются автомобилистами и это число растет. Они же составляют 66% выпускников автошкол за последние два года. Всего ежегодно выпускается около 1,1 млн. новых водителей, как мужчин, так и женщин. И то, что из них 2/3 женщины, делает актуальными вопросы особой манеры женского вождения, нарушений и аварийности.

Европа давно стала доверять женщинам больше, чем мужчинам, и предоставила ценовые льготы слабому полу. Теперь очередь России вносить изменения. В Европе 87% страховщиков считают, что даже женщина, которая впервые садится за руль и имеет стаж до 1 года, водит безопаснее мужчины, а значит и заслуживает скидку на ОСАГО. Об этом и шел разговор бизнеса и прессы в рамках телемоста Петербург-Москва за круглым столом PR-агентства Shadursky Promotion, организованного совместно с НП «СИАЦ» 7 марта 2012 года.

Убыток от женщин меньше – стоимость полиса ОСАГО должна быть меньше

Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада отмечает, что к 2014-2015 гг. изменения в законодательстве об ОСАГО позволят страховщикам установить различную стоимость полисов для мужчин и женщин: «Через 2-3 года будет получен минимальный тариф по ОСАГО, а сколько добавлять сверху компания будет решать сама. То есть тарифы будут регулироваться рынком. Тогда ОСАГО, как самый массовый вид обязательного страхования будет учитывать фактор женской езды на дорогах. Вероятно, для женщин тариф останется минимальным, без добавочных коэффициентов, поскольку женщины водят аккуратнее и убытки от них гораздо ниже».

В ДТП виноваты женщины лишь в 15% случаев

Егор Шадурский, руководитель проекта «Медиа-Среда», руководитель Комиссии по страхованию общероссийской общественной организации “Деловая Россия” по Санкт-Петербургу, генеральный директор агентства по связям со СМИ и PR Shadursky Promotion: «По статистике ГИБДД каждый год в России происходит порядка 200 000 аварий. Их них только 30 000 по вине женщин, то есть всего 15%. Поэтому вполне есть основание, чтобы стоимость ОСАГО для женщин была ниже».

Законодатель упустил из расчетов стоимости ОСАГО статистику женских ДТП

Однако, по словам экспертов, гендерная статистика аварийности игнорируется при определении стоимости полиса ОСАГО, так как законодатель ранее об этом не подумал.

«Кроме базового поправочного коэффициента (который зависит от модели машины) сегодня существуют всего два, это возраст и стаж и комбинация этих факторов. В рамках закона об обязательном страховании не предусмотрено особых подходов к женщинам владельцам транспортных средств, чья ответственность должна быть застрахована. Вероятно, это упущение законодателей», – комментирует Юрий Бугаев, председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров.

Семейным парам, вписанным в один полис ОСАГО, скидку за женщину не дадут

 Хотя есть и такое мнение, что только мужские и только женские полисы выдают редко. «По ОСАГО не целесообразно разделять тарифы на мужские и женские, так как в полис обычно вписано несколько человек – это и мужчины, и женщины», – комментирует Ирэна Анискевич, независимый эксперт-аналитик и страховой консультант. А если в полис вписывается 2 человека, например, семейная пара, участники которой имеют разный опыт  и квалификацию, то цена в любом случае выставляется по наиболее аварийно-опасному водителю.  

Женщины-матери водят лучше

Диана Погодина, начальник отдела автострахования петербургского филиала СК «Мастер-Гарант» отмечает, что женщинам-матерям можно смело давать скидку на любой полис автострахования: «Женщины, становясь матерями, меняют стиль вождения на более аккуратный, у них включается инстинкт самосохранения и защиты ребенка. Такой категории женщин можно давать скидку на ОСАГО».

Психология женщины-водителя помогает ей водить безопаснее для жизни

Природная осторожность женщины положительно влияет на манеру вождения. С другой стороны у женщин существуют факторы заниженной самооценки и самокритичность, которые являются источниками ошибок на дороге. Прекрасный пол в большей степени, чем мужчины, подвержен стрессу. Женщины остро и болезненно реагируют на конфликты в семье и на работе, и длительное время могут пребывать в таком состоянии. Этот факт негативным образом может сказаться на реакции женщины за рулем.

Юлия Красикова, руководитель «Психологического проектного бюро», эксперт в области мужской и женской психологии: «В Японии проводились исследования на тему предрасположенности мужчин к рутинной работе. Выяснилось, что мужчина в целом тяжело это переносит, больше склонен к риску, авантюрам, в его природе заложено лидерство. Женщина гораздо проще относится к монотонной деятельности. При вождении стояние в пробках и необходимость постоянной сосредоточенности на дороге легче переносить женщинам. В Германии проводили исследования и выяснили, что женщины, когда рядом с ними находится мужчина, еще более аккуратно ведут машину. Это следствие социальных стереотипов мужчин по поводу женщин за рулем. Женщины сильно переживают во время парковки и при вождении в целом именно из-за этого. Повышенная инстинктивная тревожность женщин вызывает много именно мелких аварий, безопасных для жизни, при которых лишь слегка повреждается кузов машины».

«Мужчины и женщины вследствие психологических различий думают по-разному. Если для мужчины важна мощность мотора, технические характеристики, то для женщины совершенно не важно, какой у автомобиля объем двигателя и мощность, важно чтобы она была уютная, безопасная и приносила моральное удовлетворение», – констатирует Виктор Куликов, директор московского филиала СК «Северная казна».

Европейские женщины лучше русских останавливают на скаку «железного коня»?

«87% страховщиков Европы дают скидки женщинам водителям, если у них стаж вождения до 1 года, а к моменту, когда они набирают опыт в 7 лет, то доверие к ним падает и лишь 8% компаний готовы делать им ценовые преференции», – отмечает руководитель Комиссии по страхованию общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в Санкт-Петербурге, Егор Шадурский.

По мысли Виктора Куликова, директора московского филиала СК «Северная казна», европейские женщины могут отличаться от русских по форме поведения за рулем: «География и климатические условия влияют на состояние аварийности и манеру поведения. Например, по статистике в Москве регистрируется больше автомобильных происшествий и убытков по машинам, застрахованным в южных регионах».

«Статистика аварийных случаев в России, Европе, Японии отличается от состояния дорог, транспортных средств, уровня обучения в автошколах и менталитета», – поддерживает коллегу Алексей Егоров, начальник отдела страхования ответственности петербургского филиала СК «Северная казна».

«Полиграф» для определения стоимости ОСАГО?

По словам Константина Байкова, генерального директора «Страхового информационно-аналитического центра»: «В Европе ряд страховых компаний тестируют потенциального клиента перед продажей полиса автострахования, проверяя уровень водительской квалификации, после чего могут назначаться скидки или выставлены заградительные тарифы, а возможно и вовсе произведен отказ в возможности страховаться».  То есть получается, что европейские дамы действительно водят лучше европейских мужчин. «В России практики тестирования перед продажей полиса нет, хотя есть специализированные институты оценки водительского мастерства и его влияния на аварийность, – продолжает Константин Байков. – Однако, результаты тестирования используются лишь для разработки и корректировки программ автошкол». Возможно, пришло время вводить данные формы тестов и для коррекции страховых тарифов.

 

Материал подготовлен по итогам дискуссии бизнеса и прессы в ходе телемоста Петербург-Москва, организованного 7 марта PR-агентством Shadursky Promotion совместно с НП «СИАЦ»